Главная » Статьи » СЛАВЯНСКАЯ МАГИЯ » Интересное о славянской магии |
Многие интересующиеся историей России наверняка помнят про восстание языческих волхвов в Ростовской земле произошедшее в 1071 году. Вот текст летописи преподобного Нестора рассказывающий об этом: "Беси бо под токше на зло вводят, по сем же насмисаются ввергше и в пропасть смертную, научивше глаголати, якоже се скажем бесовьское наущенье и действо. Бывши бо единою скудости в Ростовьстей области, встаста два влохва от Ярославля, глаголюща: "яко в свеве кто обилье держить"; и поидоста по Вользе, кде придуть в погосте ту же нарицаху лучьшие жены, глаголюща, яко си жита держить, а си мед, а си рыбы, а си скору. И привожаху к нима сестры своя, матере и жены своя; она же в мечте прорезавше за плечем, выимаста либо жито, либо рыбу, и убивашета многы жены, именья их отимашета собе. И придоста на Белоозеро и бе у нее людий не 300. В се же время приключися прити от Святослава дань емлющу Яневи, сыну Вышатину; поведаша ему Белозерци, яко два кудесника избила уже многы жены по Вользе и по Шексне, и пришла еста семо. Ян же испытав: "чья еста смерда?" и уведев, яко своего князя, послав к ним, еже около ею суть, рече им: "выдайте волхва та семо, яко смерда еста моего князя". Они же сего не послушаша. Ян же поиде сам, без оружья, и реша ему отроци его: "не ходи без оружья, осоромять тя", он же повелел взяти оружья отроком, и беста 12 отроков с ним и поиде к ним по лесу. Они же ставши исполчищася противу, Яневи же идущю с топорцем, выступиша от них десять муж, придоша к Яневи рекуще ему: "вида идеши на смерть, не ходи", оному повелеши обити я, к прочим же поиде".Далее летописец говорит, что Ян спросил двух волхвов: "что ради погубиста столько человек?" Она же рекшема: "яко ти держать обилье, да аще истребив сих будет гобино, аще ли хощеши, то перед тобою вынемеве жито, ли рыбу, ли ино что". Ян же рече: "поистине лжа то: створил Бог человека на земле, сставлен костьми и жилами от крове, несть в нем ничего же; и не весть ничто же, но токмо един Бог весть". Она же рекоста: "ве веве како есть человек створен". Он же рече: "како?" Она же рекоста: "Бог мывся в мовници и вспотився, отерься ветхом и верже с небесе на землю; и распреся Сотона с Богом, кому в нем створити человека. И створи дьявол человека, а Бог душю в не вложи; тем же аще умрет человек, в землю идет тело, а душа к Богу" Мельников – Печерский, Павел Иванович (1818-1883) Принято считать, что эти волхвы славянские языческие священники. А были ли они ими в действительности? По мнению П. И. Мельникова – Печерского, русского этнографа-беллетриста и писателя 19 века, автора этнографических записок «Очерки Мордвы», волхвы, пришедшие из Ярославля в Ростовскую область и на Белоозеро, определенно принадлежали, к финскому племени. В Ростовской земле, близ Ростова и Ярославля жили Меря, племя одного происхождения с современной Эрзей живущей в республике Мордовия, Нижегородской, Тамбовской и Рязанской областях, и судя по всему имевшее одинаковые с ней религиозные языческие обряды. Художник Сергей Васильевич Иванов. Князь Глеб убивает Волхва. Нестеровы волхвы о создании человека рассказывают так же, как рассказывала, некрещеная Эрзя в Нижегородской и Симбирской губерниях в 19 веке. В летописи фигурируют два волхва, к Яну Вышатичу выступают десять мужей, по-видимому, ближайших их советников - всего двенадцать человек, обыкновенное число прислужников Эрзянских возатей (языческих жрецов). Возатя и его двенадцать помощников у Эрзян избирались из самых почетных стариков волости перед каждым волостным моляном (языческим молением). Как вы увидите далее по тексту, Эрзянский языческий обряд обрезывания тесемок на голых женских плечах, пришедший в 19 век из глубокой древности, вполне может объяснить темное место летописи о «вырезывании волхвами у женщин из плечь хлеба и разных съестных припасов»
Наш современник, выдающийся русский историк, профессор Игорь Фроянов
анализируя то же сообщение «Повести временных лет» от 1071 года о походе
на Белоозеро киевского боярина Яна Вышатича, отмечает, что киевский
боярин прежде, чем казнить волхвов, выяснил у них религиозную суть их
мировоззрения, оказавшуюся верой в двуединое, божественное и дьявольское
происхождение человека распространённое у всех финно-угорских народов
Поволжья. - по тексту: "Бог мывся в
мовници и вспотився, отерься ветхом и верже с небесе на землю; и
распреся Сотона с Богом, кому в нем створити человека. И створи дьявол
человека, а Бог душю в не вложи; тем же аще умрет человек, в землю идет
тело, а душа к Богу". В преддверии моляна "велень-атятня", то есть Эрзянские старшины всех деревень волости, посоветовавшись между собой, отправляются в числе пяти или шести человек к прявту (Прявт значит "голова". Прявт не был жрецом и не приносил жертв, не возглашал молитв, но был старшим из предстоявших на моляне. Ему первому подавали кусок жертвенного мяса, ему подавался первый ковш жертвенного пива, он собирал людей на молян) и просят назначить день общего моления в керемети (священной роще). В ходе общего совета старшин и прявта обсуждается, сколько надо собрать денег, хлеба, меду и прочих припасов для совершения богослужения, и кому быть возатей. После совета начинается сбор. . Вирява (Вирь-ава) — Эрзянская богиня, хозяйка леса.
Обряд сбора на молян нужных для жертвоприношения припасов весьма
замечателен. Этим обрядом, как было уже сказано, может быть подтверждена
принадлежность волхвов Несторовой летописи к племени Меря. Сборщики приезжают в деревню. Они останавливаются с возом у околицы, и отправляются из дома в дом. Янбед пять раз тычет жертвенным ножом в ворота, оставляемые незапертыми, и потом растворяет их настежь. Потом париндяит с янбедом идут прямо к камню карко-сярко, в который янбед тычет пять раз жертвенным ножом, а париндяит ставит на него священную парку дном вверх. Совершив этот обряд, оба идут в сени,. янбед тычет пять раз жертвенным ножом в дверь избы и отворяет ее.
Париндяит с янбедом, войдя в избу, останавливались у самой двери, один -
держа, палку, другой - жертвенный нож, и громко читали молитву
Чам-Пасу, Анге-Патяй и Юртова-oзаису. Тогда старшая замужняя женщина
брала обеими руками за тесемки мешок с мукой, закидывала его через
голову назад на голые свои плечи и, не оглядываясь, ибо не должно было
женщинам видеть в лицо сборщиков, пятилась задом к дверям. Когда таким
образом она подходила к сборщикам, париндяит подставлял к спине её
священную парку, а янбед, взяв в одну руку мешок, другою рукой пять раз
слегка колол подошедшую в обнаженные плечи и спину, читая молитву,
обращенную к Анге-Патяй, а потом перерезывал тесемки; мешок падал в
парку, а концы тесемок оставались в руках женщины. Она отходила к столу,
не оглядываясь; за нею другая таким же образом подходила к сборщикам с
другим мешком, третья с третьим, и т. д. Если же в семье была одна замужняя женщина, она одна относила к сборщикам описанным порядком приготовленные мешки один за другим. Девушки оставались у стола, они не могли трогать приготовленных мешков. Приняв назначенные для жертвоприношения припасы, париндяит и янбед уходили, не затворяя ни дверей избы, ни ворота, складывали все полученное на воз и отправлялись в следующий дом. Как скоро они удалялись, женщины разводили на шестке огонь, зажигая его горящим штатолом, и сожигали на нем остатки тесемок. Пепел их, вместе с углями, клали в загнетку с молитвой к Юртова-oзаису, которую произносила старшая в доме. "Вообще Мордовская (Эрзянская. Примечание Мерянии) вера имела, кажется, большое сходство с языческою верой Великоросов (Московитов), если не была одна и та же. У Великоросов (Московитов), уже девятьсот лет принявших христианство, она совершенно забылась, но остатки её сохранились в разных обрядах, из которых многие трудно или вовсе невозможно объяснить. Мордва (Эрзя) крещена не так давно и еще помнит старинную свою веру. По сохранившимся у Мордвы (Эрзи) религиозным обрядам и по преданиям об их религии можно объяснить многие русские обычаи и обряды." подытоживает П. И. Мельников – Печерский в своём очерке. Федот Васильевич Сычков. Эрзянка.
Есть давний спор: Что было изначально: Киевская Русьская держава, или
Новгородчина, что началась еще в Старой Ладоге с легендарного ободрита
Рюрика? Думается, что изначальной для нас, Русских-Московитов, является
Мерянская Земля - Меряния - Мерянь Мастор. Ведь первые столичные города
наших древнейших княжеств: Сар, Клещин - Переславль Залесский, Сужбал -
Суздаль, Ростов Мерьский, Галич Мерьский, Кострома, Владимир и конечно
матушка Москва – располагались на землях народа Меря и зарождались на
Мерянском этнической основе. merjamaa.ucoz.ru/load/istorija_ | |
Просмотров: 1241 | | |
Всего комментариев: 0 | |