Вторник, 16.04.2024, 09:14
Приветствую Вас Гость | RSS

Форма входа

КОТОРЫЙ ЧАС?

Поиск

Статистика

Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » МИФОЛОГИЯ » Мифология и символизм

ЗЕРКАЛА В МИФАХ И ЛЕГЕНДАХ
 
43177193_604 (604x457, 43Kb)

 

Зеркало - не только предмет, но и символ, с давних времен занявший важное место в верованиях разных народов и различных направлениях философии, при этом символ сложный и далеко не однозначный. С одной стороны, любое зеркало отображает, "удваивает" объект, с необыкновенной точностью копируя его; с другой - точность эта весьма сомнительна, ведь при отражении правая сторона становится левой. Это дает почву для серьезных размышлений: двойник-то двойник, но как бы несущий обратный знак. Неудивительно, что в мифологическом сознании такие закономерности вызывали как положительные, так и отрицательные ассоциации. Начнем, пожалуй, с отрицательных - их не так уж и много.

Многочисленные восточные легенды говорят о том, что в зеркалах заключены души всех, кто смотрелся в них. И это значит, что зеркало может приносить несчастье: если оно хранит отражение злого человека или дурного поступка, то и само становится злым. Его нетрудно отличить от обычного, доброго: оно всегда холодно на ощупь, сколько его ни нагревай, и перед ним гаснут свечи. Такое зеркало может стать причиной неисчислимых бедствий для своего хозяина, даже привести к смерти. Нужно разбить это зеркало - только так можно избавиться от проклятия, которое в нем заключено.

Легенды утверждают, что через зеркало можно навести порчу. Если человек с недобрыми пожеланиями посмотрит в ваше зеркало, они могут сбыться: говоря современным языком, зеркало станет своеобразным накопителем и излучателем негативной энергии. Подобное же верование существовало и на Руси, где к зеркалам зачастую относились настороженно. Известно, например, что царь Иван Грозный требовал, чтобы зеркала для государя и членов его семьи изготавливались только слепыми мастерами - уж такой точно не сможет навести сглаз или порчу, превратив зеркало в "подарок дьявола"! Церковный собор 1666 года запретил духовным лицам держать в своих домах зеркала.

Китайское предание гласит, что зеркало было придумано и подарено человечеству сатаной. Давным-давно некий чрезвычайно тщеславный человек пришел во дворец просить руки императорской дочери. Император очень удивился, но сказал, что отдаст ему дочь, если тот принесет предмет, в котором принцесса смогла бы увидеть саму себя. Это казалось невыполнимым заданием, ведь тогда у людей еще не было зеркал, никто даже не догадывался о возможности существования такого предмета!

Долго бродил жених в поисках невиданного выкупа, пока, наконец, не нашел в пустынном месте накрепко запечатанный бочонок с магическими иероглифами на крышке. Он стер заклинание и открыл таинственный сосуд. А в бочонке-то сидел сам дьявол, когда-то замурованный там непорочным монахом-отшельником! Обрадованный неожиданному спасению, нечистый посулил освободителю любую награду. Тот попросил предмет, в котором могла бы отразиться императорская дочь. Получив от дьявола зеркало, жених опять явился в императорский дворец. Однако владыка оказался не таким честным, как враг рода человеческого, и приказал обезглавить жениха, возомнившего о себе слишком много, а зеркало взял себе.

Образ "дурного" зеркала перешел из мифов и преданий в литературу Нового времени. Помните сказку Андерсена "Снежная королева"? "Жил-был тролль, злой-презлой, сущий дьявол. Раз он смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось дальше некуда, а все дурное и безобразное так и выпирало. Прекраснейшие ландшафты выглядели в нем вареным шпинатом, а лучшие из людей - уродами". Не дай бог посмотреться в такое зеркало: даже его маленький осколок может совершенно изменить взгляд на мир!

О каких негативных значениях зеркала еще можно вспомнить? В иконографии Запада оно нередко изображалось в руках развращающей человека обольстительницы-сирены. Иногда зеркало символизировало высокомерие, тщеславие, гордыню, самолюбование, что, вероятно, берет начало в широко известном древнегреческом мифе о Нарциссе.

Сын речного бога Кефиса и нимфы Лейриопы Нарцисс был необыкновенно красив, но никого не любил - мысли его были заняты только самим собой. За это богиня любви Афродита наказала его. Однажды, охотясь, он нагнулся к ручью, чтобы напиться, увидел свое отражение - и уже не смог оторвать от него взгляд. Нарцисс не ел, не пил, не спал - все глядел и глядел на себя... Так у ручья и умер. Цветок, выросший на его могиле, нарекли именем самовлюбленного юноош - нарциссом... А не зеркалом ли послужил ручей? А что такое отражение в ручье, как не прообраз зеркала? (И ведь недаром зеркало в руках Афродиты - в римской мифологии Венеры - стало олицетворять самовлюбленность.)

 

Впрочем, в данном случае нечего, как говорится, на зеркало пенять... Замечательный ученый Эрнст Эппли писал: "Зеркала находятся вне нас, а мы сами в зеркале - вне себя. Это порождает примитивное ощущение похищения души". (Кстати, добавим от себя, подобные воззрения встречаются и в ранней милофологии. Например, в мифах нанайцев, орочей и эвенков существует понятие "паня". Это душа человека. Паыя появляется у ребенка, когда он начинает ходить и разговаривать. Паня растет и стареет вместе с человеком, а когда он смотрит в зеркало, то видит не себя, а палю.)

Но вернемся к рассуждениям Эрнста Эппли: "Люди, которые подолгу смотрятся в зеркало, испытывают некую зачарованность, парализующую волю. Взгляд на самого себя выдерживают пе все. Иные, подобно мифическому Нарциссу, всматриваясь в свое отражение, "теряют" себя. Противоречивость символического значения зеркала зависит в этом смысле от позиции личности и ее зрелости, способности к самоконтролю".

С мифологической точки зрения о зеркале можно сказать гораздо больше хорошего, чем плохого. С этой позиции зеркало олицетворяет правдивость (ведь оно отражает то, что есть на самом деле!Х искренность, чистоту, просвещение, самопознание. Такие представления о зеркале берут начало в глубокой древности, когда оно ассоциировалось с солнцем и луной, которые, как полагали тогда, отражают божественный свет, или даже со всем небом. Древней Индии бог Брама видел себя и все чудеса своего могущества в волшебном зеркале, которое на санскрите именовалось maja; кстати, историки языка считают, что от maja возникло слово "маг" -это, без сомнения, наглядно свидетельствует о том, что зеркало извечно воспринималось как предмет, исполненный доброй магии. Мысль о магическом отражении божественного света оставила свой след и в более поздней мифологии. Исламский мистик Джелаледдин Руми (1207-1273) описывал зеркало как символ сердца, которое должно быть светлым и чистым для того, чтобы отражать, не искажая, сияющие лучи, исходящие от бога. Ранние христиане считали зеркало символом Девы Марии, так как Бог-Отец отразился в ней через точное свое подобие - Иисуса Христа. Масоны называли свои храмы зеркалами, отражающими царство Божие.

Оборотной стороной способности зеркал отражать солнечный свет является то, что демоны и сверхъестественные существа в них не отражаются: нечисть к свету не имеет никакого отношения и Поэтому лишена своих зеркальных двойников. Тот, кто не отразился в зеркале, напрямую связан с силами зла - будь с таким человеком вдвойне осторожен!

Но существовало и другое мнение: дьявол и его слуги не могут выносить созерцания собственной внешности и при взгляде в зеркало погибают. Ведь между отражением и отражаемым, без сомнения, существует некая магическая связь: силы зла так страшны, что даже сами не могут созерцать себя.

Вот почему зеркала, подвешенные на нить или цепочку, часто использовались как амулеты и обереги. Приведем несколько мифологических сюжетов, рассказывающих о помощи зеркал в борьбе со злом. Древнегреческий миф повествует о трех страшных сестрах-горгонах. Они были похожи друг на друга: вместо волос на голове у них шевелились ядовитые змеи, все тело покрывала блестящая чешуя. Их руки были медными, острые когти - стальными, а крылья сверкали золотым оперением.

"От взгляда горгон все живое обращается в камень", - сообщал знаменитый греческий писатель Гесиод в своей поэме "Происхождение богов" ("Теогония"). И во вздорности, злопамятности, мстительности и коварстве сестры-горгоны не уступали одна другой. Единственное различие существовало между ними: Стено и Эвриала были бессмертны, в отличие от своей старшей сестры Медузы. И вот боги решили избавить мир хотя бы от одной из горгон. Кто же выполнит эту миссию? Выбор их пал на Персея: волей богов герою предназначалось сразиться и победить ужасную Медузу. Для этого обитатели Олимпа вручили ему несколько волшебных предметов. Но не крылатые сандалии, позволявшие передвигаться по воздуху с огромной скоростью, и даже не шлем-невидимка сыграли решающую роль в победе Персея, а подаренный Афиной круглый щит, отшлифованный так искусно, что отражал все, словно зеркало. И вот герой добрался до Медузы и уже готов был вступить в поединок, но вовремя вспомнил, что, встретившись с ней взглядом, неминуемо окаменеет. Тогда он пошел на хитрость: смотрел не на Медузу, а на ее отражение в щите. Сверкнул меч - и голова Медузы в руках Персея. Так, благодаря зеркалу, исполнилась воля богов.

В борьбе с василисками зеркало помогало иным образом. Василиск - это плод европейского средневекового мифотворчества, одно из дьявольских порождений. Он якобы рождался из яйца, снесенного семилетним петухом и высиженного жабой, а изображался так: туловище жабы с хвостом дракона, лебединые крылья, петушиная голова, увенчанная гребнем, и петушиные же лапы. Взгляд василиска был смертелен. А победить чудовище можно было только одним способом - при помощи зеркала: увидев свое отражение, василиск мгновенно погибает.

 

Еще одно необыкновенное существо, порожденное средневековой фантазией, - саламандра. По представлениям алхимиков, саламандра живет в пламени, не страдая от его жара и не сгорая. Она считалась духом огня и хранителем тайны философского камня, способного даровать вечную жизнь и превращать в золото все что угодно. Чтобы подчинить себе саламандру, следовало при помощи особой системы зеркал направить на нее свет.

Как мы видим, в мифах и преданиях прошлого зеркало имело большое значение и выполняло функции чудесного помощника. Но можно добавить еще кое-что...

Согласно японской мифологии, бог-создатель Изанаги дал своим детям зеркало и велел каждое утро и каждый вечер глядеть в него, стоя на коленях, до тех пор, пока не уйдут злобные мысли и чувства. Кроме того, зеркало - непременный атрибут Аматэрасу-о-миками, великой богини - владычицы небес, - символ солнца. Аматэрасу-о-миками считается к тому же прародительницей японских императоров. В ее судьбе зеркало имело особое значение. Обидевшись однажды на своего брата, совершившего множество гадких поступков, Аматэрасу-о-миками ушла из мира и укрылась от всех в глубоком гроте, оставив таким образом Вселенную во тьме. Остальные боги страшно огорчились и испугались. Но сколько они ни увещевали богиню солнца, та отказывалась выйти из пещеры. Тогда ее решили выманить хитростью. Исикоридомэ - богиня-литейщица - изготовила священное зеркало микагами. Его поднесли к входу в грот, и любопытная Аматэрасу, увидев свое отражение, выглянула наружу. Тут ее схватили за руки и обратно уже не пустили. Так в мире опять появился свет. До сих пор микагами принадлежит к священным сокровищам государства. Зеркало, хранящееся в святилище Иса, изготовлено из бронзы, имеет форму восьмилепесткового цветка лотоса 25 сантиметров в диаметре. На его раме написано: "Я есть тот, кто я есть".

С незапамятных времен при церемонии интронизации ми-кагами вручалось новому императору и становилось одной из его регалий. Считалось, что, глядя в магическое зеркало, он может видеть не только то, что в нем непосредственно отражается, но и события, происходящие в данный момент в самых отдаленных частях света.

Вера в способность магического зеркала отображать события на большом расстоянии и показывать информацию из отдаленных пространств была, разумеется, свойственна не только японцам. Тескатлииока, один из главных богов у индейцев Центральной Америки, бог ночи, колдунов и жрецов, одновременно и добрый, и злой по своей сущности, мог наблюдать за тем, что происходит на земле, благодаря своему зеркалу, из которого исходили легкие клубы дыма. Насколько важным представлялся этот атрибут, видно из того, что само имя Тескатлипока означает в переводе "дымящееся зеркало". Дымящееся, то есть замутненное. Обратим на это особое внимание: на протяжении дальнейшего рассказа нам еще доведется говорить о замутнении зеркал.

А на другом конце планеты адыгейский мифический герой Сатаней, сидя на семи ярусной башне, при помощи волшебного зеркала тоже видел все, происходящее на земле... Как тут не вспомнить волшебное зеркало - один из символов русского фольклора, так замечательно описанный в сказке А. С. Пушкина "О мертвой царевне и семи богатырях": Свойство зеркальце имело - Говорить оно умело.

С его помощью злая царица могла следить за царевной, своей падчерицей, где бы та ни находилась. Царица спрашивает у зеркала:

Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?" И ей зеркальце в ответ: "Ты прекрасна, спору нет, Но живет без всякой славы, Средь зеленые дубравы, У семи богатырей Та, что все ж тебя милей. Кроме того, в поверьях буквально всех народов зеркало - магическая дверь в иной мир, через которую душа (или даже сам человек) может перейти на другую сторону бытия. При этих словах каждый читатель, конечно, первым делом вспомнит сказку Льюиса Кэрролла "Алиса в Зазеркалье". Но корни таких представлений уходят намного глубже. "Другая сторона бытия" - это не только веселая сказка, но и царство мертвых: в мифологических сюжетах разных народов потусторонний мир почти всегда был связан с зеркалом. Чтобы наш рассказ не стал слишком продолжительным, приведем только несколько примеров; их число можно было бы множить и множить.

Древнеиндийский бог Яма, владыка царства мертвых, при помощи зеркала в своих владениях оценивал состояние кармы попавших к нему душ.

По представлениям древних китайцев, души умерших попадают в Диюй - подземное судилище, где верховный судья Циньгуанван, допросив их, дает безгрешным право родиться вновь, а греховных отправляет на террасу, обращенную к Востоку, на которой находится Нецзинтяй, зеркало зла. Здесь грешники подвергаются ужасному наказанию: им придется стоять вечно, глядя на отражение своих дурных дел. На раме зеркала надпись: "На террасе перед зеркалом зла нет хороших людей".

  

 

Еще одно необыкновенное существо, порожденное средневековой фантазией, - саламандра. По представлениям алхимиков, саламандра живет в пламени, не страдая от его жара и не сгорая. Она считалась духом огня и хранителем тайны философского камня, способного даровать вечную жизнь и превращать в золото все что угодно. Чтобы подчинить себе саламандру, следовало при помощи особой системы зеркал направить на нее свет.

Как мы видим, в мифах и преданиях прошлого зеркало имело большое значение и выполняло функции чудесного помощника. Но можно добавить еще кое-что...

Согласно японской мифологии, бог-создатель Изанаги дал своим детям зеркало и велел каждое утро и каждый вечер глядеть в него, стоя на коленях, до тех пор, пока не уйдут злобные мысли и чувства. Кроме того, зеркало - непременный атрибут Аматэрасу-о-миками, великой богини - владычицы небес, - символ солнца. Аматэрасу-о-миками считается к тому же прародительницей японских императоров. В ее судьбе зеркало имело особое значение. Обидевшись однажды на своего брата, совершившего множество гадких поступков, Аматэрасу-о-миками ушла из мира и укрылась от всех в глубоком гроте, оставив таким образом Вселенную во тьме. Остальные боги страшно огорчились и испугались. Но сколько они ни увещевали богиню солнца, та отказывалась выйти из пещеры. Тогда ее решили выманить хитростью. Исикоридомэ - богиня-литейщица - изготовила священное зеркало микагами. Его поднесли к входу в грот, и любопытная Аматэрасу, увидев свое отражение, выглянула наружу. Тут ее схватили за руки и обратно уже не пустили. Так в мире опять появился свет. До сих пор микагами принадлежит к священным сокровищам государства. Зеркало, хранящееся в святилище Иса, изготовлено из бронзы, имеет форму восьмилепесткового цветка лотоса 25 сантиметров в диаметре. На его раме написано: "Я есть тот, кто я есть".

С незапамятных времен при церемонии интронизации ми-кагами вручалось новому императору и становилось одной из его регалий. Считалось, что, глядя в магическое зеркало, он может видеть не только то, что в нем непосредственно отражается, но и события, происходящие в данный момент в самых отдаленных частях света.

Вера в способность магического зеркала отображать события на большом расстоянии и показывать информацию из отдаленных пространств была, разумеется, свойственна не только японцам. Тескатлииока, один из главных богов у индейцев Центральной Америки, бог ночи, колдунов и жрецов, одновременно и добрый, и злой по своей сущности, мог наблюдать за тем, что происходит на земле, благодаря своему зеркалу, из которого исходили легкие клубы дыма. Насколько важным представлялся этот атрибут, видно из того, что само имя Тескатлипока означает в переводе "дымящееся зеркало". Дымящееся, то есть замутненное. Обратим на это особое внимание: на протяжении дальнейшего рассказа нам еще доведется говорить о замутнении зеркал.

А на другом конце планеты адыгейский мифический герой Сатаней, сидя на семи ярусной башне, при помощи волшебного зеркала тоже видел все, происходящее на земле... Как тут не вспомнить волшебное зеркало - один из символов русского фольклора, так замечательно описанный в сказке А. С. Пушкина "О мертвой царевне и семи богатырях": Свойство зеркальце имело - Говорить оно умело.

С его помощью злая царица могла следить за царевной, своей падчерицей, где бы та ни находилась. Царица спрашивает у зеркала:

Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?" И ей зеркальце в ответ: "Ты прекрасна, спору нет, Но живет без всякой славы, Средь зеленые дубравы, У семи богатырей Та, что все ж тебя милей. Кроме того, в поверьях буквально всех народов зеркало - магическая дверь в иной мир, через которую душа (или даже сам человек) может перейти на другую сторону бытия. При этих словах каждый читатель, конечно, первым делом вспомнит сказку Льюиса Кэрролла "Алиса в Зазеркалье". Но корни таких представлений уходят намного глубже. "Другая сторона бытия" - это не только веселая сказка, но и царство мертвых: в мифологических сюжетах разных народов потусторонний мир почти всегда был связан с зеркалом. Чтобы наш рассказ не стал слишком продолжительным, приведем только несколько примеров; их число можно было бы множить и множить.

Древнеиндийский бог Яма, владыка царства мертвых, при помощи зеркала в своих владениях оценивал состояние кармы попавших к нему душ.

По представлениям древних китайцев, души умерших попадают в Диюй - подземное судилище, где верховный судья Циньгуанван, допросив их, дает безгрешным право родиться вновь, а греховных отправляет на террасу, обращенную к Востоку, на которой находится Нецзинтяй, зеркало зла. Здесь грешники подвергаются ужасному наказанию: им придется стоять вечно, глядя на отражение своих дурных дел. На раме зеркала надпись: "На террасе перед зеркалом зла нет хороших людей".

Но как же Циньгуанван узнает, кто чист душой, а кто замаран грязными делами и помыслами? Опять же не без помощи зеркал! В этом ему помогает богиня Дяньму - "матушка-молния". Она традиционно изображалась в разноцветном платье и с двумя зеркалами в поднятых руках. Стоя на облаке, она то разводит, то сближает зеркала, и от этого возникает молния, освещающая сердца умерших, чтобы Циньгуанван мог их как следует разглядеть и но справедливости наградить или наказать своих новых подданных. Поэтому в древних текстах Дяньму, часто называется Зеркалом владыки царства мертвых.

В тибетском буддизме хозяин ада носит имя Шиндже. Он сидит в самом центре своих владений и держит в руках "лейчжи мелонг" - зеркало кармы, в котором отражаются все дела умершего. В Бурятии, Калмыкии, Туве, Монголии рассказывают такую историю. Давным-давно жил монах по имени Эрлик. Неустанными молитвами достиг он сверхъестественного могущества, многие тайны были открыты ему. Но однажды он стал случайным свидетелем преступления, и злоумышленники отрубили ему голову. После этого он стал демоном-губителем, возненавидев людей. Боги сбросили Эрлика в подземный мир, назначив владыкой загробного царства и судьей умерших. Теперь на его шее - ожерелье из черепов, в одной руке - жезл, увенчанный черепом, а в другой - зеркало, в котором видны все прегрешения умершего человека.

Категория: Мифология и символизм | Добавил: Энна (16.06.2013)
Просмотров: 3596 | Теги: Мифология, символизм | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]