Четверг, 25.04.2024, 19:54
Приветствую Вас Гость | RSS

Форма входа

КОТОРЫЙ ЧАС?

Поиск

Статистика

Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » СЛАВЯНСКАЯ МАГИЯ » Пантеон славянских Богов

МОРЕНА
АЗ) Зачин;
БОГОВ) Слово о Морене;
ВЕДАЮ) Мара – Лебедь Белая;
ГЛАГОЛЮ) Дни чествования Мары в Годовом Коло;
ДОБРО) Мара и Велес;
ЕСТЬ) Древние Сказы о Маре;
ЖИЗНЬ) Довершение.

1) ЗАЧИН

Ныне среди приверженцев Родной Веры сложилась таковая ситуация, что наибольшего почитания удостаиваются, главным образом, Небесные Боги – Светлые Сварожичи. Обо всех Светлых Ликах Всебожья Родова многое сказано и многое написано. А вот о Тёмных Богах, Богах Нави, Богах Иного Мира упоминают ныне зело неохотно. Причина же таковому положению видится в том, что, вероятно, сказывается тысячелетнее засилье чужебесия на Родной Земле. Ибо в «учении Христовом» Тьма неразрывно связана с «Диаволом», с неким «вселенским злом», которого хотя и боятся, но ни в коем случае не почитают. Родноверие же учит нас принимать все Лики Всебожья Родова – и Светлые, и Тёмные, бо во ВСЁМ истая Воля Родова проявлена, ВСЁ является частью Всемирья, частью Прави. Такоже верно и то, что у ВСЕГО есть своя Тёмная сторона, от глаз и помыслов чужих сокрытая…
Поистине, отвергая Тьму – мы отвергаем часть Себя. Потому не станем уподобляться «стаду овец христовых», и воздадим Славу Великую Маре – Божине Луноликой, Тёмной Волостительнице Смерти.
О том же и наш Сказ.

2) СЛОВО О МОРЕНЕ

Древние Сказы нарекают Волостительницу Смерти разными именами – Мара, Морана, Марена, Морена, Моржана, Маржена, Марыся, Маруха. Имён много, да суть одна… Мара – Божиня Смерти, сиречь сама Смерть. О том же и говорит множество свидетельств: «Mara by tia wziata!» (Мара (Смерть) тебя возьми!) – такое заклятие бытовало среди Карпатских славян. У белорусов: «Штоб цябе змарнявало!» (Чтоб тебя сгубило!). Чехи совсем до недавнего времени говорили: «Proti Morene neni korene» (Против Морены (Смерти) нету лекарств), когда же кто-либо умирал, принято было говорить: «Morena na nej sahla» (Морена на него сошла). В «Краледворской рукописи», в песне под названием «Забой и Славой» есть такие строки:

Так и нашим жёнам и ребятам
Жить велел, и каждому он мужу
По одной велел держать подруге
На пути с Весны и до Мораны…

Путь «с Весны и до Мораны» – сама Жизнь от молодости (Весна) и до Смерти (Морана).

В другой песне из того же источника, под названием «Честмир и Власлав», говорится:

Закипела битва между ними –
И Власлав на землю повалился.
По земле катается он страшно,
В бок и в зад, а справится не может:
На покой зовёт его Морена;
Кровь из тела крепкого струится…

В оригинале же, на чешском языке, эти строки выглядят так: «Morena jej sypase v noc crnu...» (Морена его ведёт в ночь черную (Навь)).
Всё вышеприведённое говорит о повсеместном распространении культа Мары в Славянском Мире. На то же указывает и ряд авторитетных исследований по Традиционной Славянской Культуре: «В Белоруссии, сохранившей под шумок борьбы двух вероучений (православного и католического, окончившейся обезличенной унией) основы языческого культа в цельном виде, существует въяве так называемая Мара. Здесь указывают и те места, где она заведомо живёт (таких мест пишущему эти строки на могилёвском Днепре и его притоках указали счётом до пяти), и повествует о её явлениях вживе. В северной лесной России о Маре сохранилось самое смутное представление, и то в очень немногих местах, но слова, выражающие однородные понятия, находятся во всеобщем употреблении. Появляется в знойное лето сухой туман, называемый «маревом»; стоит он в виде мрачности при ясной погоде. Бывает и так, что на сотни вёрст от лесных пожаров воздух напитывается чадом и гарью, солнце превращается в шар, сделанный из красной фольги, на который можно смотреть безопасно; из болот поднимаются вредные испарения, сгущенные в обманчивую для глаз форму привидения, в образ древнего бога Мары» (Максимов С. «Нечистая, неведомая и крестная сила» СПб., 1903.)

Светило Мары – Луна, (коя именуется також Нощное Солнце Мары) по представлениям наших Предков мыслилась оказывающим немалое воздействие на окружающий мир и на человеческое естество. Ныне сие же доказано официальной наукой: ведомо, что наш организм примерно на 70-80% состоит из воды. Потому гравитационные силы Луны (Луна же, как известно, наряду с любым другим Небесным телом, обладает силой притяжения. Учёные мужи именуют сие «Законом Всемирного Тяготения» – прим. Ставр) оказывают на него в точности такое же воздействие, какое оные оказывают на всю Землю – на приливы и отливы морей и океанов. Посему Лунные Циклы естественным образом влияют на внешнее и внутреннее состояние Человека и Природы (кои поистине ОДНО).
Лунные Циклы разделяются на периоды растущей и убывающей Луны, а також на время Полнолуния и Новолуния.

На глаз различить растущую и убывающую Луну довольно легко, не смотря на то, что в оба этих периода Лунный Лик представляет собой серп (иже и именуется «месяцем»). Нарождающийся («растущий») Серп Луны обращён выпуклой стороной вправо, убывающий же – влево и напоминает своим видом букву «С».

Растущая Луна (Новец):

По поверьям, период растущей Луны оказывает благотворное влияние на действа, направленные на оздоровление человека, на собирание Внешней и Внутренней Силы. Також не худо в сию пору планировать и начинать новые дела. Благотворна сия пора и для аграрной деятельности – с оным временем связаны представления о добром урожае. Период растущей Луны именуется «новец», «молодичко» либо «молодой Месяц». О сём рекут в народе: «Посей жито на молодичку – буде обильно да колосисто, а на сходных днях (то есть, в период убывающего Месяца – прим. Ставр) – колосички маленькие». Однако «на самую молодичку» не токмо аграрные работы, но и вообще любое дело начинать негоже, бо считается, что новый Месяц вначале должен окрепнуть – в течение двух либо четырёх дней.

Убывающая Луна (Ущерб):

Убывающая Луна, по поверьям, считается обладающей опасными свойствами, особливо для несведущих, а також для плодоносящих женщин и новорождённых, бо считалось, что Луна в сей период «пьёт» Жизненную Силу (Ярь) человека. «Щоб тебе лунь вхопила!» – говорили обидчику либо неправому человеку. Посему в Нощную пору, при убывающей Луне из дому выходить негоже, негоже и дитя в дому так класть, чтоб на него Лунный свет падал. Ибо считалось, что тогда Луна «перейдёт» через ребенка, и он занедужит. Известны поверья гласящие, что ежели ребёнок захворал, то его «Луна засветила». Всё это свидетельствует о проявлении через Лунные Чары главного Дара Мары – Смерти, иже отображается, в данном случае, путём осмысления определённых сторон Лунной Силы нашими Предками. Время убывающей Луны называлось «ущербом», «сходными днями» либо «старым месяцем». Вкупе с воздействием, о котором было сказано выше, в народе считалось, что на «старом месяце», на «сходных днях» худо заниматься всякой работой, связанной с сотворением чего либо – будь то постройка избы или посев урожая, но зато добро заниматься заготовкой зерна да всего съестного на Зиму, ибо по поверьям «старый месяц», сдерживая всякий рост вообще, не даёт плодится мышам и прочим вредителям. Також на «старом месяце» гоже заниматься лечебной волошбой, связанной с очищением организма от худых воздействий, бо считается, что убывающий Месяц «убудет» хвори да болезни с человека – «от всякой болезни надо ладить на ущерб-месяц» (Виноградов Г.С. Самоврачевание и скотолечение у русского старожилого населения Сибири/Живая Старина, 1915).

Полнолуние:

Полнолуние, как и период растущей Луны, также считается благоприятной порой для земледельческих работ – по поверьям, хлеб, посеянный в эту пору, хотя и растёт медленно и с короткими стеблями, но зато всегда крепок и обилен зерном. Это связано с тем, что в период Полнолуния Лунная Тяга (притяжение) наиболее велика, потому приливы вод особенно высоки и соки растений устремляются вверх. У человека же в сию пору происходит прилив крови к голове, потому Полнолуние являет собой период не токмо время наибольшего психического напряжения, но и наибольшей эмоциональной активности человека. Исходя из сего – Полнолуние – время Творчества, а також время, годное для особой – Тёмной, Лунной Волошбы, коей владеют не все, но особо сведущие. И рекут при обращении к Силе Луны таковы слова:

МАРУ ВЕЛИЧИМ ОКРУТНУ ОБЛИЧЬЕМ
В ПОЛНОЩИ-НОЩИ ЗРЯТ ИНО ОЧИ
ПРИДИ ВЫСОКА ДА ЧЕРНООКА
С ЛИКОМ-ЛУНОЮ НЕ СО БЕДОЮ
СОБЕРИ В ЧАШУ ГОРЕСТИ НАШИ
ОТ НАС УНОСИ КОСОЮ КОСИ
ДАЖДИ ЗРЕТЬ ИНО НОЩНУЮ СИЛУ
МАТИ ВЕЛИКА СТАНИ К НАМ ЛИКОМ!
МАТИ ВЕЛИКА СТАНИ К НАМ ЛИКОМ!
МАТИ ВЕЛИКА СТАНИ К НАМ ЛИКОМ!
ГОЙ! ЧЕРНА МАТИ! ГОЙ-МА!

Новолуние:

В эту пору Луна и Солнце находятся по одну сторону относительно Земли, поэтому Нощного Светила на Небе не видно вообще, и сия пора в народе именуется временем «тёмной Луны», «безлунием» либо «гнилыми днями».

Безлуние считается крайне опасным и неблагоприятным временем у всех славян. Потому такое время именуется «гнилыми днями». Считается, что ребенок, зачатый в «гнилые дни» долго не проживёт, либо родится бесплодным.

Помимо всего вышеуказанного, в Русском Народном Фольклоре существует масса других примет и поверий, связанных с Нощным Светилом. Вот некоторые из них: «Кто увидит новую луну с правой стороны, тот, по старым русским поверьям, будет получать доход, прямо – ни то, ни сё, а слева – расход» (Забылин М. Русский народ. Его обычаи, предания, суеверия и поэзия. М., 1880). «Ясная, круторогая луна зимой – к стуже, летом – к вёдру. Красноватый круг около луны, скоро пропадающий – к вёдру. Два таких круга, или один тусклый – к морозу; красный – к вёдру; перерванный – к снегу» (Даль Вл. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах. М., 1989).

Такоже к вышесказанному надобно добавить, что не токмо у славян, но и у многих других Арийских (Индоевропейских) народов Луна мыслилась связанной с плодородием, влагой и водой: «Воды подвластны Луне, «Луна в водах» и «дождь идёт с Луны» – вот два лейтмотива индийского мышления. Ардвисура
Анахита, иранская богиня Воды, была лунным существом; (…) Все лунные божества сохраняют более или менее очевидные свойства или функции воды». (Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. М., 1990.) Иранцы ведали Дух Луны в женском обличье, коий называли «Мах» либо «Владычица Вод» изображая Её с четырьмя руками, символизирующими четыре Лунных периода, о коих говорилось выше. Мах в представлении иранцев являлась не токмо управляющей Нощным Миром, но и сном человека – Она оберегала Душу, покидающую Тело во время сна (считалось, что Душа выходит из Тела и отправляется в ночные странствия в пору, когда человек спит).

Мара не токмо Володычица Смерти, но и Хозяйка всего Неведомого, Сокрытого (о том же свидетельствует наличие таких древнерусских слов с присутствующим в них корнем мор-, мер-, как: «сумерки» – время захода Солнца и наступления Нощи, «смеркаться», «мерковать» – темнеть, «меркоть» – Нощь, «мора» – тьма, «хмара» – туча, «моргасинница» – сумрачная погода, «паморочный» – туманный, «марево» – туман – всё это, в той или иной мере, символы таинственности, неясности. Отсюда, вероятно, выражение: «будущее – в тумане»), призрачного (в Беларуси «марня» – привидение, призрак, дух; отсюда поговорка: «пропадзи ты, бы марня!» – исчезни, как призрак).
Время Коло Сварожьего – Зима – время безраздельного господства Марены во Яви. И отсюда такие слова, как «замерек», «заморень», «замерень», означающие первые морозы, первозимье, время прихода Мары в Явь.

И объезжает во пору Зимнюю Мара на своих Санях просторы Земли бескрайние, и летает Белою Птицей (см. ниже) под облаками, вьюгою метёт да инеем всё окрест покрывает. И дабы не были Хлады-Морозы зело губительны для живота всякого, дабы не многим буйствовала Зима хладная-лютая во Миру Явленном, рекут Люди Вещие слова таковы, испрашивая благосклонности Марены, Зимней Хозяйки:

МАРА ЛЕДЯНАЯ
ЧЕРНА НОЩНАЯ БЕЛА СНЕЖНАЯ
ЗИМА БУРАННАЯ МЕТЕЛЬ БЕЗБРЕЖНАЯ
БУДЬ НАША МАТИ
НАМ ТЯ ВСТРЕЧАТИ ДА ВЕЛИЧАТИ
ДАЙ ПЕРЕЖДАТИ ТВОИ МЕТЕЛИ
ВО ДОМУ-ХАТЕ
ГДЕ Б ПЕСНИ ПЕЛИ ПАРНЯМ ДЕВИЦЫ
ВЕЛИЧАЙСЯ МАРА БЕЛАЯ ПТИЦА
ВЬЮЖНОКРЫЛАЯ
ЧЕРНА НОЩНАЯ БЕЛА СНЕЖНАЯ!
ГОЙ! ЧЕРНА МАТИ! ГОЙ-МА!


И ходит в сию же пору Зимнюю по Земле Вещий Дед – Велес, Страж Границы меж Явью и Навью, Страж Времён. И ждёт Он срока, когда закончится время, отведённое Богам Зимы, дабы в урочный час повернуть Коло Сварожье на Весну. И готовит Он весь Мир Явий для прихода Светлых Богов и Сына своего – Ярилы Вешнего, коий Ярой Силой своей будит Явную Природу ото сна Зимнего. И уходит Мара в конце месяца березозола (марта) из Яви к себе – во Царство Иное-Неведомое, и провожают Её все сородичи славяне Масленицей Широкой, угощением обильным да веселием буйным. И деется тако от веку бессчётное количество раз. И буди тако, доколе жив Род Славенск, и буди тако, доколе Всемирью не прейти!

Ведают Мудрые, что Марена и Жива есть два Лика, две неделимые части Единой Божини – Лады, Великой Матери. Подобно тому, как Белобог и Чернобог есть два Лика Рода, Создателя Всемирья. Во время Рождения и во время Смерти Дух человека совершает один и тот же Переход через Кромь, токмо в разных направлениях.
Дар Живы – Жизнь, Дар Мары – Смерть, Время Живы – Лето, Время Мары – Зима. В бесконечном Танце этих Божинь и проявляется Великое Коловращение, чередование Жизни и Смерти во Всемирьи. И никому не дано пересилить Их, никому не дано ни Смерти убегнуть, ни Жизни. Бо тако Родом Все-Сущим от веку положено – и то, и другое есть Дар Великой Матери – Лады.

Образ Марены в Древних Сказах имеет великое множество проявлений. Во черёд свой мы непременно скажем об оных. Но начать следует с разговора о самом отношении наших Предков к Образу Смерти, о коем можно судить по тому, как им открылась Покровительница оной – Марена.

Характерно, что Образ Смерти, её ЗРИМОЕ отображение, дошёл, хотя и с изменениями, до нашего времени – Некто женского пола, облачённый в белые одежды и держащий в руках косу. Главное и наиболее важное отличие состоит в том, что поздние представления рисуют Образ Смерти безобразной старухой.

Морена же в представлении наших Предков является прекрасной девой, не менее красивой, чем Жива или Сама Лада. Единственное отличие Её от Светлых Божинь – ЧЁРНЫЕ распущенные власы ЧЁРНЫЕ брови, ЧЁРНЫЕ глаза и целиком белые одежды без обережной вышивки. Ведающие – ведают что Чёрный цвет (цвет волос и глаз Мары) – символ всего Неведомого и Таинственного, Цвет Нави. Коя пугает своей неизвестностью иных, и будит страсть к познанию у всякого ищущего…

Белый же цвет, цвет одежд, в кои облачена Мара, есть, в данном контексте, цвет Перехода, цвет Изменения Состояния, и о том подробнее скажем ниже.
Мыслилась Марена також и Невестой, Суженой для всякого умершего в молодые годы, либо на поле брани. В таковых случаях люди обычно говорили – «обручился со Смертью», либо «разделил ложе брачное со Смертью».

По старым русским песням известен предсмертный наказ, даваемый умирающим воем своему коню:

Ты скажи моей молодой жене,
Что женился я на иной жене,
Что за ней я взял поле чистое,
Да сосватал нас да булатен меч,
Положила спать калена стрела…

«Уймись, не то к Маре посватаешься!» – говорили шибко расходившемуся молодцу. Одна из западнославянских сказок рассказывает о юноше, искавшем по всему Белому Свету себе невесту. Как-то повстречал он деву в белом платье, которая враз пришлась ему по сердцу, да и рассказал ей о своей печали. Согласилась она быть его женой. Обрадовавшись, юноша повёл её в свой дом, но по прошествии некоторого времени обратилась она из прекрасной девы в привидение. Понял юноша, что саму Смерть взял он себе в жёны. Смерть же, взмахнув косой, сказала, что, де – «ты обещал быть моим, тебя я и возьму с собой»; и тотчас пал юноша мёртвый. Нетрудно узнать в сей жене Саму Морену.

К этому стоит добавить також, что сечи кровавые наши Предки нередко сравнивали с пиршеством, с застольем свадебным, «угощая сватьёв от души», «наливая кубки до краёв» лютому ворогу. Ибо поистине где, как не в сече яростной появляется у Марены великое множество женихов – молодых да хоробрых? И в сём обличье Мара близка Магуре-Перунице, дщери Перуна Огнекудрого, Бога воев, коя летает над полем брани, поднося убитым кубок, до краёв Священной Сурьей наполненный, поцелуем их встречая, да к Отцу своему, в Дружину Небесную провожая. Потому и рекут вои, дабы не быть убитыми, на брань уходя – «пусть минёт меня Чаша Перуницы».

Також известно и сравнение битвы с жатвой, со сбиранием урожая. Се – також явная связь с Образом Мары-Смерти, ибо снопы ни чем иным, кроме как серпом жнут; и один из наиглавнейших атрибутов Марены – Серп, коим она Нити Жизни подрезает. Такоже и Полудница, одна из ипостасей Мары, по поверьям, появляется на полях страдных во время сбора урожая (подробнее о том – см.ниже). Ярчайшее описание сечи и её сравнение с жатвой содержит «Слово о Полку Игореве»: «…снопы стелють головами, молотят чепи харалужными, на тоцъ животь кладуть, въют душу от тъла…». Снопы стелют (кладут), но не хлеба снопы, а голов людских. На току обмолачивают – но також не хлеб, а жизнь человеческую, душу от тела отделяя. Подобное описание сражения встречается також у легендарного скандинавского скальда – Эгиля Скаллагримссона:

Серп жатвы сеч
Сёк вежи с плеч
А ран рогач
Лил красный плач…
(«Выкуп головы»)

Всё это свидетельствует о глубоко ПОЭТИЧНОМ взгляде на Образ Марены-Смерти, иже явно расходится с тем УЖАСОМ, коий вселяется в большинство современных людей при одной лишь мысли о Смерти. Из сего же и видно, что Славные Предки наши не боялись Смерти, принимая Дар Мары с тем же почтением, что и Дары других Родных Богов. Она не казалась им страшной, безвозвратной кончиной, но лишь Переходом из одного состояния Бытия в Иное. Такоже и нам ныне деять надобно.

Извечные атрибуты Мары – череп человечий в руках Её, колдовским металлом – серебром окованный, Мёртвой Водой полный, коса либо серп в руках. Блестит и во власах Её Серп Лунный (Месяц), напоминающий видом своим тот Серп, коим Смерти Володычица подрезает во Срок свой Нити Жизни людей, во Яви животы свои длящих. Древние сказы рекут о том: «Подсече ему (Мара, Смерть) ноги косою, и взем серп – и захвати его за шею, и взем малый оскордец – и нача отсекать нозе и руце и вся составы его, и расслабеша жилы его». Символика Серпа Мары – Месяца есть, наряду с символом Смерти, також и символ Времени, его неустанного и неумолимого бега, круговращения. Ведомо ведающим, что в былые времена именно Лунный календарь предшествовал Солнечному, что и подтверждается наименованием «месяц» – т. е. одна двенадцатая часть Годового Коло. О сём же говорят и исследователи: «Луна с её фазами легче всего давала возможность вести календарный счёт по неделям и месяцам. Наши предки, увидев в небе в «начале нарождения месяца» молодой серп Луны или «новец», считали 165 часов, или, округло, семь суток до «нового перекроя» (первой четверти), семь суток до «подполони» или «ущерба» (полнолуния), семь суток до «ветхого перекроя» (последней четверти) и семь суток до «межей», то есть до момента исчезновенияЛуны в лучах Солнца перед следующим новолунием. Эти четыре недели вместе с «межами» или «межимесячьем» составляли 29 суток лунного месяца…»

(Святский Д.О. «Очерки истории астрономии в Древней Руси, М., 1961).

Добавим, что в пользу распространённости Почитания Мары говорит и тот факт, что на Руси бытовали украшения, называемы «лунницы», кои чаще всего делались из серебра (металл Луны, Мары) или сплава серебра и олова. Лунницы составлявшие девичий убор, и також являли собой отражение почитания Мары нашими Предками. Характерно, что острые концы лунниц всегда обращены вниз и на них часто помещались малые подвески в виде капель воды. И в том, как мыслим, проявляется древнее представление о Луне, изливающей Воды на Земь – вспомним начертанное выше «дождь идёт с Луны».

Сторона света Марены – Запад-Солоносяд, тот край, где заходит Солнце. Истое время, в кое безраздельно властвует Марена – полночь, полдень и любое другое Время Перелома, Перехода чего-либо из одного состояния в другое. У человека сие Время Перелома – время перехода из Этого Мира в Иной, а также – из одной поры Жизни в другую (например: из поры детства – в юность и так далее), ибо Переход всегда деется путём УМИРАНИЯ Старого, кое освобождает место для Нового. И в этой ипостаси своей Марена сближается с Макошью – Матерью Судьбы, Жребия, коя також есть Божиня Перехода. Наряду с этим надобно сказать, что Мару и Макошь сближают ещё и народные поверья о «ничках» («ночках»), «кикиморах» или «марухах», которые в Нощное время, особливо по пятницам (День Макоши) шумят в избах. Существуют также поверья о том, что марухи могут без пользы выпрясть весь лён, потому в такие дни необходимо на ночь прятать его в укромное место. «В Калужской губ. (в Жиздринском уезде) это же привидение (им. ввиду кикимора – прим. Ставр), которое видают в лунные ночи за самопрялкой или за шитьём, так и называют марой. Эта страшная, растрёпанная мара сидит и гремит самопрялкой. Как погремит, так и будешь одну куделю прясть целый день; пошьёт у кого, тот одну рубашку в неделю не кончит; всё будет перепарывать…» (Максимов С. «Нечистая, неведомая и крестная сила» // «Звездочтец: Русская фантастика XVII века») О том же говорит и пословица: «От марухи рубашки не дождёшься!». В целом связь меж понятиями Смерть (Мара) и Судьба (Макошь) широко известна не токмо средь славян, но и средь прочих Арийских народов в целом. Для примера укажем, что в валлийском наречии древнего Кельтского языка слово, означающее Смерть – dien – могло использоваться и как обозначение Судьбы.

Ведомы были нашим Предкам и другие ипостаси (проявления) Мары: Полудница – девушка в белом одеянии, в полдень появляющаяся посередь хлебов, на поле зреющих. У лужицких сербов бытовало поверье о «Приполднице» (Полуднице) охранительнице полей – высокой красивой девушке, завёрнутой в белые одежды, иногда с чёрным платком на голове, иногда без оного, которая с серпом в руках появлялась в полуденное время в дни жатвы (иногда её же называет «sserpyshyja»). Потому в полуденное время работать запрещалось, ибо, по повериям, тот, кого Полудница заставала в поле, должен был в течении часа (пока не пройдёт самое Время Перелома) рассказывать Ей об одном и том же. В противном случае Полудница могла убить человека, отрезав ему серпом голову.

Ледяница, Снежана, Замора, Немоча – всё это також есть ипостаси Мары, кои мыслятся Её дочерьми. И все они связаны, как явствует из имён их, с Зимой, Смертью либо болезнями. Ипостасью либо дочерью Мары (или же - Самой Марой, что, в какой то мере, одно и тоже) является Дева-Обида с лебедиными крылами (о связи птицы лебедя и Мары – далее), о коей в «Слове о Полку Игореве» сказано: «Въстала Обида въ силахъ Дажьбожа внука, вступила дъвою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на синъм море у Дону…». Також надобно указать, что само слово «Обида» у древних славян являлось синонимом слова «Смерть», ибо вдовы у Предков наших именовались «обидными жёнами», сироты – «обидными детушками», отмщение за убийство кого-либо из близких именуется – «месть за обиду». Младшей сестрою-близнецом Девы-Обиды мыслится Мста – покровительствующая мести (коя нередко несёт за собой Смерть). Слугами, дочерьми либо иными ипостасями (что також, по сути, одно и тоже) Мары являются Девы Печали и Скорби – Карна и Желя, кои летают над Землёй в годы великих бедствий. Ведающие – ведают, что Карна летает над полями битв, клича мёртвых («за нимъ кликну Карна…» в «Слове о Полку Игореве»), а Желя – есть, прежде всего, вестница Смерти, коя извещает о сородичах, вдалеке от дома сгибнувших, а також является олицетворением великой скорби (отсюда – «желения», т. е. ритуальный плач по умершим, «жальники» - поля погребений, кладбища). Сыном Мары, и в какой то мере, Её мужским Ликом является Морок (или – Мор) – покровительствующий болезням и, наипаче другого – обману (Мудрые же ведают, что Морок лишь проверяет идущих Путём Прави. И человеку, в решениях твёрдому, во слове и деле правому не пристало Чар Морока боятся). И отсюда такие слова, как «МОРочить», «обМОРочить» (обмануть), «обоМАРот» (обманщик) и т.д.

Посему же и клятвы, приносимые Нощью, свершаются строго при наличии мощного оберега, ежели не клянутся Именем Самой Марены, либо Именем Чернобога или Велеса.
Ведомы были Предкам нашим и низшие ипостаси Мары (Её «младшие» слуги) – духи болезней и разрушения, такоже и нарекаемые – «мары» (либо – «хмары», «марни»), более всего бывшие известными на территории нынешней Беларуси и Украины. Потому в оных местах досель говорят: «Як хмара на нас испала!» в том смысле, что пришла беда либо болезнь. Иногда мары называются конкретно по именам, олицетворяющим какой-либо недуг. Вот некоторые из оных – Ледея (или же Знобея) та, кто насылает озноб, Огнея – жар насылающая, Грудица – посылает кашель и хрипоту, Корчея – ломоту в сустава (корчи) насылает. Саму Морену, как предводительницу мар в этом случае называют Моровой Девой (то бишь Девой болезни). Потому доныне в народе живы предания о Деве во всём белом с распущенными чёрными власами, коя в полночь отворяет окно в избу и начинает махать красным платком, насылая на хозяев болезни и недуги. Западные славяне також знают поверия о Моровой Деве, которая ночами в белых одеждах объезжает города и веси на колеснице. Остановившись пред каким либо домом, она машет платком и спрашивает: «Что делаете?». Ежли ей отвечают «Богов Славим!», она никого не тронув, едет дальше. Если же ей отвечают «Спим!», она, насылая смертельную болезнь, речёт: «Ну, тогда СПИТЕ себе и дальше!» Сербы хранят предание о трёх сестрах – «Кугах» или «Моровых Жёнах», которые являются «из-за моря» одетые в белые одежды и приносят болезни.

Интересно заметить, что славянским марам подобны Маруты[1] из индийских Ведических текстов, кои також несут Смерть и разрушение всему живому. Подобны Маре и кельтская Божиня Морриган, покровительствующая войне, и скандинавская Хель, Нижнего Мира Волостительница. Однако интересен тот факт, что наряду с Хель скандинавский фольклор сохранил также и поверья о марах как таковых, представления о коих абсолютно соответствуют славянским: «Мара (…) принадлежит к тому же семейству, что и оборотни. Внешне она напоминает прекрасную женщину, но на деле относится к самым вредоносным троллям. Она проникает сквозь запертые двери и нападает на спящих, садится на них и ужасно мучает. О людях, которых посетила такая ночная гостья, говорят, что на них ездила мара, и часто они задыхаются почти насмерть. (…) В Теллемарке её называет «муро», и там, как и в других местах, существует множество способов избавится от неё. Один из самых действенных – обернуть нож одеждой и предписанным образом трижды обвести вокруг тела, повторяя при этом особый стихотворный заговор».

(Датская фольклорная традиция и суеверия датчан. // Скандинавская мифология. СПб., 2004).
Категория: Пантеон славянских Богов | Добавил: Энна (18.06.2013)
Просмотров: 2711 | Теги: славянские Боги | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]