Суббота, 19.08.2017, 18:01
Приветствую Вас Гость | RSS

Форма входа

КОТОРЫЙ ЧАС?

Поиск

Статистика

Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » СЛАВЯНСКАЯ МАГИЯ » Интересное о славянской магии

МАГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СЛАВЯН
Каким оно было - магическое пространство наших предков?
 Статья Владимира Шатунова.

 (495x699, 90Kb)Чтобы понять некоторые странности современного мира или, по крайней мере, поближе познакомиться с ними, нужно обратиться к фольклорно-этнографическим сведениям. В них закреплены те необычные явления, которые и до сих пор поражают сознание человека. Их неимоверно много в не сказочной народной прозе. И даже непосвященному слушателю становится понятно, например, что наш мир, возможно, не единственный на планете; и что есть еще одна обитаемая среда, куда уходят души после смерти; самое же интересное, что там пребывают некие существа, способные влиять на жизнь живущих в этом мире, и между этими двумя мирами некоторые лица могут установить контакты; и, кроме того, существа иного мира довольно часто посещают мир ныне живущих.

"Когда настало среднее время между полуднем и закатом, в пятницу повели они девушку к чему-то, сделанному ими наподобие карниза у дверей, она поставила ноги на руки мужчин; поднялась на этот карниз, сказала чтото на своем языке и была спущена. Затем подняли ее вторично, она сделала то же самое, что в первый раз, и ее спустили; подняли ее в третий раз, и она делала как в первые два раза. (...) Я же спросил толмача об ея действии, и он мне ответил: в первый раз она сказала "вот вижу отца моего и мать мою! ", во второй раз " вот вижу всех родственников сидящими " в третий же раз сказала она: "вот вижу моего господина сидящим в саду, а рай прекрасен, зелен: с ним находятся взрослые мужчины и мальчики, он зовет меня, посему ведите меня к нему " - так описывает восточный путешественник Ибн-Фадлан один из ритуалов при похоронах знатного руса, свидетелем которых он был. В ответах девушки заключены представления о мире мертвых, которые были свойственны некоторым славянским язычникам тех далеких времен. Повествование доносит до нас, естественно, отголоски верований, гораздо более древних. Но и в произведениях фольклора, записанных в 20-м веке, обнаруживаются схожие воззрения на структуру, характер потустороннего мира: оно только осложнено влиянием христианского учения.

Каковы же были в самом общем виде взгляды наших предков, восточных славян, на устройство этого мира и его обитателей?

Человеческое сознание, которому свойственно одушевлять все неживое и наделять его формой бытования, сходной с человеческой, создало мир инобытия. Сама смерть осознавалась, как пространственно-временной переход из одной жизни в другую, поскольку человеку того времени было трудно представить НЕприсутствие в некоем пространстве того, кто совсем недавно был в его среде обитания. К ушедшим в потусторонний мир издревле относились очень почтительно, поскольку они воспринимались как существа, наделенные неземным сверхзнанием и могуществом. Постепенно сформировался культ предков, включавший своеобразные формы почитания. Упорядочилось все, что было связано с переходом человека в инобытие. Это и породило ритуалы проводов на "тот свет". Смерть не воспринималась трагически. Она обставлялась торжественно и означала для человека достижение могущества, более значимого магического потенциала.

Был разработан строгий регламент для общения с умершими, осмыслен характер самих возможных контактов, как во временном, так и в пространственном плане. Разумеется, в первую очередь эти правила предусматривали вторжение предков в мир живых. Со стороны предков, заведомо наделенных сверхзнанием и силой, можно было ожидать как плохого, так и хорошего. Поэтому в различные календарные периоды необходимо было, соблюдая определенные правила поведения, задабривать представителей ирреального мира, особенно если они появлялись в мире живых. Один из таких периодов зимние святки, когда, по представлениям славян-язычников, происходил непосредственный контакт двух миров. Считалось, что под видом святочных колядников, ряженых по деревням, по домам ходят предки, напоминая о себе. Ряженые исполняли магические песнопения благопожелания (колядки, овсени, виноградия, щедровки), за которые пришельцев надо было одарить ритуальной едой, часто той же самой, какой угощали во время поминок.

Считалось, что контакты с миром мертвых обязательно происходят также на Масленицу, в Юрьев день, на Троицкорусальную неделю, послепасхальную Радуницу, родительские субботы, Михайловские и другие поминальные, дни.

Контакт с потусторонним миром осмысливался как двусторонний: не только предки могли являться живым, но и человек имел право обращаться к ним в каких-либо важных случаях. Это проявлялось, например, в устойчивой доныне традиции гаданий именно в то время, когда предполагается разомкнутость границы между мирами. Любая попытка узнать судьбу связывалась с непосредственным обращением к духам ирреального пространства. Появление загадочных пришельцев для посвященных не являлось неожиданностью и потому не была столь страшной: система оберегов и вынужденного сопротивления потусторонней силе разработана в народной практике весьма детально. Некоторые люди могли постоянно обращаться к потустороннему миру. Это было уделом тех, кто имел отношение к магии.

Но и для всех прочих людей появление жителей ирреального мира в мире живых не ограничивалось и календарными сроками. Некоторые духи всегда незримо как бы присутствовали рядом, а порой могли являться в своем реально-ирреальном образе. Это духи, чье существование связывалось с идеей покровительства или владения определенными пространствами и стихиями. Так, например, у человеческого жилища имелся свой предокпокровитель в образе Домового, в лесу хозяйничал Леший, в воде Водяной, в овине Овинник, в бане Банник. Человек осмысливал их существование сообразно собственной жизни: у них были жены и дети, им требовались работники, для чего духи могли использовать и людей. Духи так называемой "низшей мифологии" (т.е., не боги) прочно прижились в реальном мире.

Но, помимо духов, ирреальное пространство, по представлениям славян-язычников, также населяли и существа, которых надлежало воспринимать с гораздо большей предосторожностью. Это были языческие боги. С их появлением ирреальный мир стал трехпространственным, соотносимым по членению своему с идеей Мирового Древа. Такие антропоморфные категории как "добро" и "зло" в нем поляризовались, и возникло как бы два ирреальных пространства: мир богов, горний мир (Правь), и мир противостоящих им отрицательных божественных существ, мир преисподней (Навь). Духи же низшей мифологии и сейчас окружают человека, о чем свидетельствуют многочисленные устные народные пересказы.

Наиболее четко сохранились в народной традиции культы Велеса и Перуна со всеми соответствующими древним представлениям атрибутами, не исчезнувшими, а лишь претерпевшими изменения в период господства христианства, в основном безуспешно пытавшегося вытеснить старые верования. Помимо этого, языческие боги совместились со многими христианскими преемниками (святыми), которые были наделены народным сознанием теми же свойствами, что и старые (неактуальные) боги; к христианским святым теперь можно было обращаться по специализированным бытовым вопросам, не отвлекая по мелочам христианского бога-Отца. Наиболее наглядно это видно на примере "Ивана Купалы", день которого по-разному чтят церковная и народная традиции: первая часть самого этого названия происходит от "Иоанна Крестителя" (праздник которого был наложен церковью на древний языческий, посвященный летнему солнцестоянию), а вторая часть этого названия происходит от языческого "Купало" ("летнее солнце", "Ярило взрослый", ипостасьпродолжение "Ярилы молодого", весеннего).

Не смотря на то, что духи и иные персонажи языческой мифологии стали почитаться за нечистых и относиться к инфернальному миру дьявола (в христианском представлении), это не вызвало у народа абсолютно отрицательного отношения к существам ирреального мира. Поэтому и сохранилось почитание, например, "духов дома", хотя не исключалось, что в дом может проникнуть и черт.

У восточных славян сформировалось так называемое двоеверие (условно, "языческое христианство"). Оно не только определяло отношение человека к потустороннему миру, но и к магическому началу в мире этом. Магия как представление о сверхъестественных возможностях человека имеет место практически во всех религиозных системах. Реализация этих способностей разграничивается в зависимости от того, какие силы их питают.

По представлениям некоторых, магия может делиться на т.н. "черную" и "белую". Так называемая "белая магия" - это как бы полуразрушенная сфера деятелности человека. Абсолютно дозволенной и необходимой она была в системе языческих религий. Монотеистическая же религия отрицает любое магическое проявление (монополия на таковое переходит к священникам), полагая, что человек полностью зависит от бога, а все иное - от лукавого. Но такой запрет далеко не всегда выдерживался по отношению к белой магии: порой даже сами священнослужители отчитывали бесноватых больных лихорадкой с помощью христианских молитв и даже более древних заклинаний. Так называемая "черная магия" на стадии язычества была допустима в определенных случаях и практиковалась приоритетно жрецами и посвященными, имевшими особые отношения с той частью потустороннего мира, которая у славян-язычников именовалась Навью. Христианство же ее решительно отвергает как средство отрицательного воздействия на мир и человека с помощью "дьявольских сил", которыми, по представлению монотеистической религии, являются духи природы и языческие боги (с чем, впрочем, языческая философия и не спорит). По системе христианских воззрений, людям, допущенным к магии, могут быть приданы силы, исходящие от дьявола, под которым монотеистическая религия понимает весь языческий пантеон (духи и боги в совокупности и по отдельности). При этом сам человек оказывается в значительной степени от него - такового дьявола - зависимым. Однако, по распространенным в народе представлениям, это относится только к так называемым "черным колдунам", а большая же часть магических способностей обращена к т.н. "силам добра"... Следует заметить, что в подобных представлениях нет ничего удивительного. Как и столетия назад, и ныне - в среде невежественных граждан - бытует мнение, что есть магия белая и черная; а также серая, буро-малиновая и фиолетовая в желтую полосочку... А также, что есть ножи отдельно - столовые, чтобы резать колбасу, и отдельно - для маньяков, чтобы прохожих резать; и ничего, что они выглядят одинаково - главное, что они "разные"... Магия - это инструмент, возможность использования которого предоставляет Природа с ее Законами; а следовательно, равно как и дургие инструменты, не имеет никакого отношения к вульгарным антропоцентристским оценкам и фантазиям - поскольку является частью и одновременно свойством самой Природы...

Любой представитель магического клана в нашем мире является личностью необычной, сверхсильной, способной знать, видеть и делать, чего не могут другие. Сила его зависит от собственной внутренней энергетической основы и от того, с кемчем он контактирует в ирреальном мире. Человек может быть наделен сверхзнанием и могуществом также и по особому велению "с той стороны" за верностьслужбу какому-либо потустороннему субъектуобъекту, поддерживающему связь с магом, или за какое-либо иное особое поведение. Пророки и ясновидящие как бы совмещают в себе знания божественного и человеческого уровней. Вера в возможность контактов с потусторонним миром и в сам этот мир сохраняется людьми, видимо, под воздействием тысячелетней магической практики предков, передаваемой генетически. Во всяком случае, мы часто сталкиваемся с пока непознанными воплощениями материи и духа.

Многие интересующиеся данной тематикой граждане более-менее знакомы с внешними магическими формулами, как то заговоры, привороты и прочее. Говоря отвлеченно от конкретных проявлений магического воздействия, можно выделить несколько основных направлений по которым это воздействие проводится:

1. Вербальная магия - то, что в наше время более известно, как мантрика. Сюда относятся заговоры, заклинания, инвокации, звуки итп.
2. Визуальная магия - различные техники влияния на объекты взглядом.
3. Инструментальная магия - предметы силы, как то магическое оружие, обереги и прочее.
4. Ритуальная магия - сексуальная, аграрная, жертвоприношение итд.

Список можно и продолжить, но это не столь важно. Важен механизм и принцип магического воздействия, а не то каким путем это воздействие проводится. Для осуществления магического воздействия необходимо, помимо энергии и концентрации, еще и "несгибаемое намерение ", уверенность (и не обязательно "вера"), или иными словами, убежденность в том, что действие, которое предпринимается в соответствии с законами мироздания, принесет ожидаемый результат. Чем мощнее энергетика и интенсивнее концентрация, тем более действенна магия. Объектом магического воздействия может быть любой предмет или существо физического и тонкого мира, как то бог, дух, человек, животное, растение, творение рук человеческих, камень, стихия и итп. (С точки зрения язычника: например, та же христианская евхаристия - не что иное, как магический акт, хотя сами христиане всячески открещиваются от магии). Магическое воздействие в современном мире распространено куда более, чем принято полагать. Не будет даже преувеличением сказать, что мы сталкиваемся с магией каждый день по многу раз...
Источник: Magia Word
Категория: Интересное о славянской магии | Добавил: Энна (18.06.2013)
Просмотров: 506 | Теги: язычество, магия | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]