Главная » Статьи » СЛАВЯНСКАЯ МАГИЯ » Интересное о славянской магии |
Среди суеверных профилактических, а отчасти и лечебных средств до сих пор еще не утратил своего значения огонь, составлявший предмет поклонения наших предков. Как остаток веры в его целебные и очищающие свойства, интересна мера, предпринимаемая в некоторых местах против распространения заболеваний горячкой. При появлении в доме горячечного больного, среди пола, на заслонке, зажигается из лучинок огонь, через который переходят все здоровые. В случае обширной эпидемии в селении принимается общественная мера: собираются все жители на улицу и, по способу первобытных людей, трением бревна о бревно, вытирают «святой огонь» и через разведенный небольшой костер переходят все здоровые, а потом переносят и больных. Вера в целебные силы живого огня была свойственна многим первобытным народам. При этом, как вода для лечения должна быть не початая, только что почерпнутая из родника, так и огонь требуется новый, еще не служивший для нужд человека. Еще недавно день этот, когда происходило
вытирание «святого огня», в некоторых местах Череповецкого уезда
включался в число праздников и назывался «заповедание». Огонь этот носит также название древесного, деревянного или живого огня и для частого употребления, при лечении какой-нибудь болезни, получается трением двух поленьев. Различается еще дубовый и осиновый огонь. Первого сорта огонь употребляется знахарями при лечении людей, а второй при лечении скота. Таким деревянным огнем выгоняют иногда из дома горячку, разводя его перед окнами, и через этот же огонь проводят выздоровевшего от горячки, чтобы окончательно очистить его от болезни. Такими свойствами обладает не только сам живой огонь, но и пар от воды, которая на нем кипятится. Таким паром лечат от порчи, лихорадки, горячки и некоторых других болезней. Подобие живого огня имеет и огонь, высекаемый из кремня. Огнем этим лечится преимущественно «летучка», или «летучий огонь» — герпетические и другие сыпи на лице. Секрет при этом заключается в том, чтобы высекаемая искра попала непременно в фокус каждой отдельной высыпи. Несколько иначе производится лечение «летучки» огнем в Пензенском уезде. Во время утренней и вечерней зори мать или родственница больного берет 12 лучинок и связывает их в один пучок. Зажегши, подносит их к лицу больного и брызжет на него через огонь водой, со словами: «Секи, секи, огонь, летучку, перенеси ее с раба Божия на лучинку». Это «присекание» летучки должно совершаться 12 зорь, 6 утренних и 6 вечерних, притом в совершенной тайне. Иногда при лечении огника, вместо огня, достаточно применять лишь помело, которым разметывают в печи жар, пред сажанием хлебов. Горячее помело прикладывают к больному месту и три раза произносят: «огонь, огонь, возьми свой огник». В некоторых случаях при помощи огня лечится и рожа: она «выжигается». Для этого берут горсть замашки, выщипывают несколько волокон и, с произнесением особого рода заговора, зажигают над местом, пораженным рожей. Как выражение уничтожающих свойств огня, в некоторых местах сохранился обычай сжигать одежду с больного и бросать в топящуюся печь лепные изображения из глины той части тела, к которой относится заболевание. Старинное испытанное средство против эпидемий Большинство людей в мире сегодня проживает в городах, поэтому скорость распространения болезней с учетом транспортных коммуникаций становится сверхвысокой. Защитится от эпидемий в мегаполисах практически невозможно, но тем, кто живет в деревнях и селах могут применять против эпидемий следующую защиту, имеющую общественный характер, и называемая «опахивание». Суть его заключается в проведении магической черты, за которую не должна распространяться и переступать эпидемическая болезнь. Эта черта проводится сохой или косулей, в которую впрягаются молодые девушки или вдовы. Иногда, таким образом, в начале эпидемии, изолируются отдельные дома, где уже появилась болезнь, или же очерчивается целое селение, чтобы не пустить болезнь из соседних деревень. При этом, если болезнь уже появилась в селении, больные дома оставляются за чертой и становятся как бы вне магического круга. Опахивание совершается всегда с известным церемониалом. Иногда косулю, в направлении против солнца, везут 12 девиц, иногда же делают это только две женщины, или же вдовы и старые девы. Участницы церемониала должны быть в белых рубахах, с распущенными волосами, без платков и поясов, и изредка они раздеваются и донага. Замечательно, что в этом последнем случае, хотя этот церемониал чисто женский, в нем принимают иногда участие и мужчины. Опахивание производится обыкновенно одной сохой, иногда в соединении с бороной и совершается в большом секрете, ночью или рано утром, на заре, в глубоком молчании или же с песнями, сложенными на этот случай. Иногда, с целью как можно дальше прогнать заразную болезнь, участницы церемонии размахивают по воздуху ухватами, кочергами, метлами и другими бабьими инструментами. «Когда в последнюю холерную эпидемию, — описывает такой церемониал один из наших калужских сотрудников, — пронеслась весть, что холера «идет», крестьяне собрались всей деревней и начали советоваться, как оградить себя от болезни. Нашлись люди, которые указали на опахивание, как на средство, практиковавшееся в стародавние времена. Средство это было принято всем обществом. В полночь собрались бабы и девки, в одних рубашках, не подпоясанные, простоволосые и босые. Выбор производить опахивание пал на самую старшую вдову. На нее надели сошной хомут и впрягли в соху. Другую вдову, более молодую, впрягли в борону. Все готово. Одна из баб объясняет присутствующим, что как только во время опахивания они завидят холеру, должны бросить все — и соху, и борону, бежать навстречу холере, ловить ее и бить. Кто только не встретится — это холера. Если встретится поп, то и попа не щадить, потому что холера часто превращается в него, чтобы избежать гибели. После наставлений, вдова трогается с места и крикливым, раздирающим голосом затягивает песню: Мы идем, мы везем Песню поют все присутствующие, без перерыва, во все время опахивания, повторяя его три раза и делая на всех перекрестках, по пути, на земле, кресты. Иногда церемония опахивания принимает
явно религиозный характер. В таких случаях одна из женщин идет впереди
процессии с восковой свечой, а иногда делаются попытки достать для этой
цели подсвечник из церкви. Распеваемые при этом стихи принимают также
религиозный оттенок. | |
Просмотров: 703 | | |
Всего комментариев: 0 | |