Понедельник, 23.10.2017, 18:11
Приветствую Вас Гость | RSS

Форма входа

КОТОРЫЙ ЧАС?

Поиск

Статистика

Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » МИФОЛОГИЯ » Славянская мифология

ПОЛУДЕННИЦА-ДЕВА СОЛНЦА

Полуденница во ржи, покажи рубежи, куда хошь побежи!

Народная присказка

В тот час, когда над золотыми полями, где колосится спелая рожь и то и дело выглядывает синий глазок василька, высоко поднимается солнце, разливая по земле горячий душный полдень, из знойного воздуха выходят пригожие жницы-хохотуньи: в тонких белых сорочках на голое тело, с венками полевых цветов в волосах и серпами или косами в руках. Славяне зовут их полудницами, поленицами или ржицами, берегинями ржаных полей. Очи у полуденницы синие, как васильки, косы желтые, точно зрелые хлеба, щеки алые, словно маков цвет, груди пышные да белые, что лебяжий пух, а голос звонкий-презвонкий. Идет она, будто пляшет, по воздуху плывет, заманивает, то слева, то справа покажется, голову вскружит так, что сознание потеряешь. Не русалка она, не мертвая девка. Она — Заре-Зарянице, Вечерке и Ночи Купальнице сестра, забытая славянская полуденная богиня, потаенного народца шаловливая дочка.

Полуденница

Полуденница-поленица рождается, живет и умирает вместе с ржаным полем, накрепко привязанная к нему, как и ее заморская родственница,гамадриада, — к своему родительскому дереву. Поле свое полуденница охраняет ревниво и трепетно, в полдень от палящих лучей солнца прикрывает его большущей сковородкой. Этой же самой сковородкой может она и огреть по лбу незваных гостей, что приходят жать в полуденное время — не любит полуденница, когда люди по полю в неположенное время шастают да за ее работой подглядывают. Славянский народ это знает, и потому ближе к полудню прячется в домах и запирает ставни, а кого застал полдень в поле — прячутся под телегами и стараются поскорей уснуть — только бы не перейти дорогу полуденной хозяйке. С ней шутки плохи: может во гневе и колосья сжечь, и человеку голову с плеч долой сорвать. Но чаще всего принимается полуденница незадачливому работнику загадки хитрые загадывать, и если не знаешь отгадок на ее загадки, лучше отвечать ей долго и подробно, тянуть время, пока полуденный час не минует и полуденница не исчезнет, потому что как только поймет она, что ответа не знаешь — защекочет до смерти.

Бабье

Впрочем, если люди у нее под ногами не путаются, в ее дела нос не суют, обычаи ее соблюдают и к ней самой с должным почтением относятся — полуденница им вреда причинять не станет. Даже за них всю работу в поле сделает, рожь сожнет, в снопы повяжет. Говорят, что может полуденница одарить богатым приданым ту девку, что ее перепляшет — а плясать полевая хозяйка — большая мастерица. Но по большей части полуденница не любит, чтоб на ее пляски люди смотрели. Ведь не просто так она пляшет — она пляской своей полю урожай наколдовывает. Потому если кто ее увидит — жестоко наказать может, разума навек лишит, иссушит недугом тяжким или шутки ради втянет в хоровод со своими сестрицами и заставит плясать, пока замертво не упадешь.

Праздник Каменного Бога

В любви с полуденницей счастья никому не бывает: завлекать она парней любит, да только или уведет неведомо куда, или одурманит так, что будет его потом точно огнем жечь, пока не иссохнет от любви к солнцевой деве, или уморит беспробудным сном, самого сделает полуденником — полевым духом.

Юношей-полуденников видят реже, чем девиц, зато многие знают их родича старика-полевика. Полевой хозяин мал ростом, на вид безобразен, тело на сноп сена похоже, ноги кривые, глаза разного цвета, а вместо волос и бороды — трава и колосья растут. Однако как и полуденница вредит он только тем, кто в неурочный час — в «межовое» полуденное время — в поле работает. Если же хлебопашец с ним вежлив и почтителен будет, подарков ему в поле принесет — полевик ему во всем помогать станет, рожь от всякой напасти убережет, скотину выпасет. Во время жатвы полевик прячется в последнем снопе колосьев, потому люди оставляют их несжатыми, заплетают в косу, украшают цветами, красными нитками, кланяются полевику и просят у него на следующий год богатого урожая. Зовут его люди еще «житный дед».

Житный дед

И полевик, и полуденница не очень любят, когда кто-то остается на ночлег на обочине оберегаемого ими хлебного поля, потому путник, если уж пришлось ему так заночевать, оставляет им в подношение чашу медовухи, несколько яиц и прочего съестного — видать, любят полевые духи полакомиться людской пищей. Говорят, есть у полевого хозяина и полевой хозяйки и детишки малые — межевики и луговики, они чаще всего на границах поля и бедокурят, шастают, птиц да мышей гоняют. Если найдут человека во ржи спящим — навалятся все разом и задушат.

Жница

Есть еще и другие, и не полевые, а лесные полуденницы, они довольно большие,по повадкам схожи с хульдрой,  — летают они на воздушных вихрях, крадут малых детей, которых в поле без присмотра родители бросают, и подменяют их своими собственными — зловредными и болезненными детишками. Если родители же станут обижать плаксивого и крикливого подменыша — заморит полуденница их родного ребенка насмерть в лесу. Полуденницей называют еще мару — девку с черным лицом и острой косой в руках, что ходит в полуденную жару по деревням и косит замертво тех, кто не ляжет и спящим не притворится. Порой же видят в полдень во ржи и отвратительную волосатую старуху, которая портит всходы и сжирает малых детишек — ее тоже зовут «ржаницей».

Но все они — скорей даже не родички, а только тезки поленице-полуденнице, красному солнышку родной сестрице!
Категория: Славянская мифология | Добавил: Энна (15.06.2013)
Просмотров: 581 | Теги: Мифология, символизм | Рейтинг: 5.0/7
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]