Главная » Статьи » МИФОЛОГИЯ » Славянская мифология |
ДЕВЫ СУДЬБЫ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
Для наших предков солнце было божество рождающее — дарующее земле урожаи и наделяющее смертных изобилием, богатством, а следовательно, и счастьем. У славян солнце — синоним счастья, на что указывают следующие выражения: "Взойдет солнышко и на наш двор!", "Померкло мне солнце!", "Закатилось мое счастье!". Как всевидящее око, озирающее небо и землю, Солнце знает все явное и сокровенное, что только совершается в мире. От его взоров ничто не может утаиться. Свет и зрение — обычные метафоры знания, мудрости, а мрак и слепота — невежества, отсутствия всяких сведений... В любопытной чешской сказке юный герой отправляется за разрешением загадочных вопросов к Солнцу, тогда как, по сербскому преданию, он с тою же целью идет к Судьбе. Солнце названо в этой сказке златовласым дедом Всеведом, а в матери ему дана пряха-судица, которая вечером принимает его на западе и успокаивает на своих коленах; поутру Солнце пробуждается от сна, прощается с матерью и вылетает восточным окном на дневное странствование... Солнцева мать упоминается во многих сказках, и везде о ней говорится как о вещей пряхе: она дает странствующим героям мудрые советы и на золотой прялке прядет золотую кудель. Впоследствии, когда нравственные представления стали брать перевес над религиозным натурализмом, идея судьбы отрешилась от стихийных богов, строителей мировой жизни, и обособилась в отдельное, самостоятельное божество. В Малороссии сохранилось такое предание: шел крестьянин по лесу и заблудился. Наступила ночь, вдали заблестел приветливый огонек; крестьянин поспешил на его свет, набрел на ветхую избушку и попросился ночевать. Его приняла бедная старушка и на вопрос гостя: "Кто ты?" — назвалась Судьбою. Еще крестьянин не успел заснуть, как кто-то постучался в окно. "Что?" — спросила Судьба. "Столько-то родилось мальчиков и столько-то девочек, — отвечал неведомый голос, — какая их судьба?" — "Та же, что у меня сегодня!" За окном послышался вздох. Наутро проснулся крестьянин не в бедной избушке, а в богатых палатах: всюду роскошь и золото! И остался он у Судьбы еще на одни сутки. Ночью повторилась прежняя сцена: кто-то постучался в окно и сказал: "Столько-то родилось мальчиков и девочек; какая их судьба?" — "Та же (раздалось в ответ), что у меня сегодня!" Судьба жила попеременно — один день, как нищая, а другой, как богачка, обладающая несметными сокровищами; кто в какой день родился, таково его и счастье. Возвратясь домой, крестьянин нашел, что жена родила ему двух сыновей: одного — в бесталанный день, а другого — в счастливый. Вся жизнь близнецов послужила оправданием той судьбы, которая каждому из них была определена при рождении. Не менее интересна малорусская сказка о двух Долях. Жили два брата — младший в довольстве и счастии, а старший — в бедности. Настало лето. Старший брат нанялся у младшего жать хлеб. Раз приходит он в поле и видит: женщина в нищенском рубище ходит между копнами, выдергивает самые крупные колосья из снопов, полученных старшим братом за работу, и втыкает их в снопы младшего. "Кто ты?" — спросил бедняк. "Я — Доля твоего брата; он спит, а моя обязанность денно и нощно трудиться на него, как на своего господина, с самого рождения его до смерти я ему верная слуга: берегу его от опасностей, лелею его детей, окропляю его поля и огород росою, гоню ему рыбу в бредень, рои пчел — в улья, охраняю от хищного зверя и холю его скотину, привожу к нему купцов, набиваю цену на его товар и дарю его семью здоровьем. Твоя же Доля — белоручка, думает только о песнях и нарядах, и потому ты беден"... Доля употребляется в народной речи иногда в смысле положительно-счастливой судьбы, а с отрицанием не (недоля) в смысле судьбы несчастливой, печальной. Недоля нередко заменяется выражениями: беда, лихо, напасть, горе и нужда. В народных пословицах, песнях и сказках беда выступает как бы некий демон, как существо живое, самодействующее. Она странствует по белому свету, ищет людей, обреченных несчастию, идет к ним навстречу, гонится за ними: "Беда (горе) ходит не по лесу, а по людям", "Где беда ни шаталась, а к нам пришатилась", "Где беда ни голодала, а к нам на пирушку", "Пришла беда — растворяй ворота!", "Дома ль хозяин? Беда пришла"... Лихая, горькая, недобрая Доля, по выражению народных песен, рождается вместе с человеком, шаг за шагом следует за ним в продолжение всей жизни и провожает его в самую могилу: Ой ты, Горе мое, Горе серое, Лычком связанное, подпоясанное! Уж и где ты, Горе, ни моталося — На меня, бедную, навязалося... Уж я от Горя во чисто поле; Оглянусь я назад — Горе за мной идет, За мной идет, вослед грозит: "Уж я выжну-повыжну все чисто поле, А сыщу я, найду тебя горькую!" Я от Горя во темны леса, Оглянусь я назад — Горе за мной идет, За мной идет, вослед грозит: "Порублю я, посеку все темны леса, А найду я тебя горемычную!" Уж я от Горя к гробовой доске, Оглянусь я назад — Горе за мной идет, С топорешечком, со лопаточкой. Не отрастить дерева суховерхого, Не откормить коня сухопарого... Ай Горе, Горе-Гореваньице! А и лыком Горе подпоясалось, Мочалами ноги изопутаны. А я от Горя в темны леса — А Горе прежде в лес зашел; А я от Горя в почестной пир — А Горе зашел, впереди сидит; Я от Горя на царев кабак — А Горе встречает, уж пиво тащит: Как я наг-то стал — насмеялся он. Замечательны обороты: "Горе зашел", "Горе насмеялся"; из них очевидно, что (несмотря на средний грамматический род слова) горе в воззрениях народа доселе не утратило характера одушевленного, демонического существа. Обувалося Горе в лапти, одевалося в рогозиночки, опоясывалось лыками, приставало к добру молодцу. Видит молодец: от Горя деться некуды! Молодец ведь от Горя во чисто поле, Во чисто поле серым заюшком, А за ним Горе вслед идет, Вслед идет, тенета несет, Тенета несет все шелковые: "Уж ты стой, не ушел, добрый молодец!" Молодец ведь от Горя во быстру реку, Во быстру реку рыбой-щукою, А за ним Горе вслед идет, Вслед идет, невода несет, Невода несет все шелковые: "Уж ты стой, не ушел, добрый молодец!" Молодец ведь от Горя во огневушку, Во огневушку, да в постелюшку — а Горе в ногах сидит. Видит молодец — некуда от Горя спрятаться, как разве в тесовый гроб да в могилушку, а Горе и тут с лопатою: "Уж ты стой, не ушел, добрый молодец!" Загребло Горе во могилушку, Во могилушку, во матушку-сыру землю. В таких прекрасных поэтических образах, достойных великого художника, представляется народной фантазии горе. Оно доводит бесталанного молодца до кабака и злобно насмехается над его наготою; оно ловит его в расставленные сети и тенета; выживает его с белого света и, являясь с топором и лопатою, сколачивает ему гроб и роет могильную яму. Как третья недобрая парка, разрывающая нить жизни, Горе отождествляется с богинею смерти; эта последняя так же охотится за живущими в мире, опутывает их своими сетями и роет заступом свежие могилы. Сказочным героям удавалось обманывать Смерть и томить ее в тесном заключении; то же предание прилагается и к Горю. В одной деревне жили два мужика, два родных брата: один — бедный, другой — богатый. Богач переехал в город, выстроил себе большой дом и записался в купцы; не то выпало на долю бедного: иной раз нет ни куска хлеба, а ребятишки — мал мала меньше — плачут, есть просят. С утра до вечера бьется мужик как рыба об лед, а все ничего нет. Пошел к богатому попросить хлеба. Тот заставил его проработать целую неделю и дал за то одну ковригу. "И за то спасибо!" — сказал бедный и хотел было домой идти. "Постой! Приходи-ка завтра ко мне в гости — на именины и жену приводи". — "Эх, братец! Куда мне? К тебе придут купцы в сапогах, в шубах, а я в лаптях да в худеньком зипунишке хожу". — "Ничего, приходи! И тебе будет место". Наутро пришел бедный брат с женою к богатому; поздравили и уселись на лавку. За столом уж много именитых гостей сидело; всех их угощает хозяин на славу, а про бедного брата с его женой и думать забыл — ничем их не потчует. Кончился обед; гости поехали домой пьяные, веселые — шумят, песни поют; а бедный идет назад с пустым брюхом. "Давай-ка, — говорит жене, —и мы запоем песню!" —"Эх ты, дурак! Люди поют оттого, что сладко поели да много выпили; а ты с чего?" — "Ну все-таки у брата на именинах был; как запою, всякий подумает, что и меня угостили". —"Пой, коли хочешь, а я не стану!" Мужик затянул песню, и послышались ему два голоса; он перестал и спрашивает жену: "Это ты мне подсобляла петь тоненьким голоском?" — "И не думала!" — "Так кто же?" — "Не знаю! — сказала баба, — а ну запой — я послушаю". Он опять за песню: поет-то один, а слышно два голоса; остановился и спрашивает: "Это ты, Горе, мне петь подсобляешь?" Горе отозвалось: "Да, хозяин! Это я". Пришел мужик домой, а Горе зовет его в кабак. "Денег нет!" — отвечал бедняк. "Ох ты, мужичок! На что тебе деньги? Вишь, на тебе полушубок надет, а на что он? Скоро лето будет, все равно носить не станешь! Пойдем в кабак, да полушубок побоку..." Мужик и Горе пошлл в кабак и пропили полушубок. На другой день Горе заохало (с похмелья-то голова болит!) и зовет хозяина винца испить. "Денег нет!" — отвечает мужик. "Да на что нам деньги? Возьми сани да телегу — с нас и довольно!" Нечего делать, не отбиться мужику от Горя; взял он сани и телегу, потащил в кабак и пропил вдвоем со своим неотвязным товарищем. Наутро Горе еще больше заохало — зовет мужика опохмелиться; мужик пропил соху и борону... Месяца не прошло, как он все спустил; даже избу свою соседу заложил, а деньги в кабак снес. Горе опять пристает к нему: "Пойдем да пойдем в кабак!" — "Нет, Горе! Воля твоя, а больше тащить нечего". —"Как нечего? У твоей жены два сарафана: один оставь, а другой пропить надобно". Мужик взял сарафан, пропил и думает: "Вот когда чист! Ни кола ни двора, ни на себе, ни на жене!" Поутру проснулось Горе, видит, что с мужика нечего больше взять, и говорит: "Хозяин!" — "Что, Горе?" — "Ступай к соседу, попроси пару волов с телегою". Привел мужик пару волов, сел вместе с Горем на телегу и поехали в чистое поле. "Хозяин! — спрашивает Горе. — Знаешь ли ты на этом поле большой камень?" — "Как не знать!" — "А когда знаешь, поезжай прямо к нему". Приехали. Горе велит мужику поднимать камень; мужик подымает, Горе пособляет; вот подняли, а под камнем яма — полна золотом насыпана. "Ну, что глядишь? — сказывает Горе мужику. — Таскай скорее в телегу". Мужик принялся за работу, все из ямы повыбрал и говорит: "Посмотри-ка, Горе, никак там еще деньги остались?" Горе наклонилось: "Где? Я что-то не вижу!" — "Да вон в углу светятся! Полезай в яму, так увидишь". Горе полезло в яму; только что опустилось туда, а мужик и накрыл его камнем. "Вот эдак-то лучше будет! — сказал мужик. — Не то коли взять тебя с собою, так ты, Горе горемычное, хоть не скоро, а все же пропьешь и эти деньги!" Воротился мужик на деревню, купил лесу, выстроил большие хоромы и зажил вдвое богаче своего брата. Случилось позвать ему брата на именины; уподчивал его и медами, и винами. Спрашивает тот, откуда ему досталось такое добро? Мужик рассказал все по чистой совести. Завистно стало богатому: дай, думает, поеду в чистое поле, подыму камень да выпущу Горе; пусть оно дотла разорит брата! Погнал в поле, своротил камень в сторону и только нагнулся посмотреть в яму, а уж Горе выскочило и уселось ему на шею: "А, — кричит, — ты хотел меня уморить! Теперь от тебя ни за что не отстану". — "Это мой брат засадил тебя, а я пришел тебя выпустить!" — "Нет, врешь! Раз обманул, в другой не проведешь!" Крепко насело Горе богатому купцу на шею; привез он его домой, и с той поры пошло у него все хозяйство вкривь да вкось. Горе уж с утра за свое принимается, каждый день зовет опохмелиться; много добра в кабак ушло! В основе сообщенных нами преданий кроется мысль, что Доля и Недоля — не просто олицетворения отвлеченных понятий, не имеющие объективного бытия, а напротив — живые мифические лица, тождественные девам судьбы (рожаницам). До сих пор необразованному люду еще мало доступно понятие о счастье и несчастье как о необходимом последствии тех обстоятельств, в какие ставят человека борьба житейских интересов и его собственные наклонности: предприимчивость, ловкость, догадливость, трудолюбие или апатия, нерасчетливость, лень и так далее. Как болезненные припадки и страдания заставляют простолюдина предполагать удары, наносимые ему демоном, так точно счастье и несчастье, по народному убеждению, обуславливаются добрыми или недобрыми действиями сверхъестественных существ. Доля и Недоля действуют по собственным расчетам, независимо от воли и намерений человека, которому они принадлежат: счастливый вовсе не работает — и живет в довольстве, потому что за него трудится его Доля. Когда Доля покидает своего клиента, перестает на него работать — он впадает в нищету. Несчастный страдает, испытывает всевозможные лишения, потому что Доля его предается сну, праздности или гульбе, бражничает, веселится и не хочет знать никакого труда. Наоборот, деятельность Недоли постоянно направлена во вред человеку; пока она бодрствует — беда следует за бедою, и только тогда становится легче бесталанному, когда засыпает его Недоля: "Коли спит Лихо, не буди ж его". Особенно важны для ученого исследователя предания о злыднях, соответствующих Горю, Лиху и Недоле сказочного эпоса. Злыднями называются в Малороссии маленькие существа неопределенных образов; где они поселятся, тому дому грозит большое зло: как бы ни было велико богатство хозяина, оно быстро сгинет и на место довольства наступит страшная нищета. Существует клятва: "Най (нехай) го злидни побъють!" У белорусов сохранилась пословица: "Впросилися злыдни на три дни, а в три годы не выживешь!" Своим крохотным ростом и неугомонным характером они напоминают домовых карликов (злых эльфов, кобольдов, кикимор) и тем самым дают новое свидетельство о древнейшей связи мифических олицетворений судьбы и смерти с духами стихийными, грозовыми. Подобно марам, злыдни, поселяясь в домах, живут невидимками и непременно за печкою; то же рассказывается о Горе, Нужде и Кручине. И мары, и злыдни странствуют по свету и располагаются на житье обществами; точно так же, по свидетельству народных поговорок, "беда не приходит одна", "беды вереницами ходят". Как злой кобольд или мар, Горе наседает на спину бедняка; в одной из сказок Горе похваляется, что нет такой щели, куда бы не могло оно спрятаться, и в подтверждение слов своих влезает в ступицу колеса; по другому рассказу, Нужда ночует в корчаге: ясно, что народному воображению они представляются малютками, карлами. Но есть и другие черты, роднящие их со стихийными духами. Так, великорусская песня наделяет Горе чудесною способностью превращений; изображая бегство удалого добра молодца от неустанно преследующего Горя, она живописует следующую поэтическую картину: Повернулся добрый молодец ясным соколом, Поднимался выше леса под самые облаки, А Горюшко вслед черным вороном И кричит громким голосом: "Не на час я к тебе Горе привязалося!" Падет добрый молодец серым волком, Стал добрый молодец серым волком доскакивать, А Горюшко вслед собакою. В одном из многих вариантов сказки о двух братьях, счастливом и бессчастном, Доля является в образе мыши, что стоит в несомненной связи с представлением души-эльфа (пената, оберегающего семейное счастье и богатство) этим шаловливым зверьком. Почти у всех индоевропейских народов сохраняется предание о Ветре, который за развеянную им у бедного крестьянина муку дарит ему желанные (счастливые) вещи. Те же самые диковинки получает сказочный герой и от своей Доли. Жили-были два брата: старший — богатый да злой, меньший — работящий, добрый да бедный. Что ни делал бедняк, все ему не удавалось. Вот он вздумал и пошел искать свою Долю; долго ли, коротко ли — нашел ее в поле: лежит себе Доля, прохлаждается! Стал ее бить плетью, а сам приговаривает: "Ах ты, Доля ленивая! у других людей Доли ночь не спят, все для своих хозяев труждаются; а ты и днем ничего не делаешь. По твоей милости мне скоро и с женой и с детками с голоду умирать придется!" — "Полно, перестань драться! — отвечает ему Доля. — Вот тебе лубочный кузовок — только раскрой, будет что и попить и поесть тебе". Мужик пришел домой, раскрыл кузовок, а там — чего только душа желает! Старший брат прослышал про то, пришел и отнял у него диковинку силою. Отправился бедняк опять к Доле; она ему дала золотой кузовок. Вышел он на дорогу, не стал долго раздумывать — тотчас же открыл золотой кузовок: как выскочат оттуда молодцы с дубинками и давай его бить! Больно прибили и спрятались в кузов. "Ну, думает мужик, этот кузовок не накормит, не напоит, а больше здоровья отымет! Не хочу его и брать-то с собою!" Бросил золотой кузов на землю и пустился в путь; прошел с версту, оглянулся назад, а кузов у него за плечами висит. Испугался мужик, сбросил его долой и побежал во всю прыть; бежит, ажио задыхается! Оглянулся назад — а кузов опять за плечами... Нечего делать, принес его домой. Старший брат польстился на золотой кузовок, пришел меняться: "Я тебе, — говорит, — отдам лубочный кузовок, а ты подавай сюда золотой". Поменялся, да потом долго-долго помнил эту неудачную мену. Первый кузовок соответствует скатерти-самобранке, а второй — кнуту-самобою (метафоры дождевой тучи, поящей и насыщающей мать-сыру землю, и Перуновой плети — молнии). Эти диковинки, принадлежащие богу ветров и бурных гроз, в настоящем рассказе принимаются в значении тех даров счастья, какими наделяют смертных вещие девы судьбы. В одной из лубочных сказок невидимка-Кручина (Горе), выскочив из-за печки, отымает у бедного старика последнюю краюху хлеба, а потом дарит ему утку, несущую золотые яйца... Возвращаемся к злыдням; в народной сказке они играют ту же роль, что и Горе. Было два брата: убогий и богатый. Убогий наловил рыбы и понес на поклон богатому в день его именин. "Славная рыба! — сказал тот. — Спасибо, брат, спасибо!" — и только; не дал ничего ему на бедность и даже к себе не позвал. Сгрустнулось убогому, повесил он голову и пошел со двора. На дороге повстречался ему старичок: "Что ты, детинушка, такой невеселый?" Бедняк рассказал свое горе. "Что ж, — сказал старик, — спасибо — дело великое! Продай мне его". — "Как же продать-то его? Бери, пожалуй, даром!" — "Так спасибо мое!" — молвил старик, сунул ему мошну в руки — и с глаз пропал. Мужик посмотрел — полна мошна золота, радехонек воротился к жене, купил себе новый дом и живо перебрался на новоселье, а старую избушку запер, заколотил наглухо. Как-то разговорился он с женою про свое прежнее убожество. "Неладно, Иван, — говорит баба, — что мы покинули в старой избушке свои жернова; ведь они нас кормили при бедности, а теперь как ненадобны стали — мы и забыли про них!" — "Правда твоя!" — отвечал Иван и поехал за жерновами. Приехал — покинутое жилье полынью поросло, и слышатся ему голоса из ветхой избушки: "Злодей Иван! Стал богат — нас покинул, запер тут на долгую муку". — "Да вы кто такие? — спрашивает Иван. — Я вас совсем не знаю". — "Не знаешь! Видно, забыл нашу верную службу: мы твои злыдни!" — "Бог с вами! Мне вас не надо!" — "Нет, уж мы от тебя не отстанем!" — "Постойте же!" —¦ думает Иван и говорит вслух: "Хорошо, я возьму вас, только с тем уговором, чтобы вы донесли жернова на своих плечах". Припутал к ним тяжелые жернова и заставил идти впереди себя. Надо было переходить через глубокую реку по мосту: мужик собрался с силою, да как толканет — и пошли злыдни как ключ ко дну. Окончание этой сказки — то же самое, что и выше приведенной про Горе горемычное... В сербских приповедках Караджича напечатан превосходный рассказ о Судьбе и двух Долях, дополняющий некоторыми любопытными подробностями предания нашего сказочного эпоса. Жили вместе, сообща двое братьев: один — работящий, а другой — беспечный и ленивый. "Что мне на брата трудиться!" — думает работящий — и вот они разделились. У работящего все пошло не впрок, на убытки; а ленивый богатеет себе, да и только. Идет однажды бессчастный и видит на ливаде стадо овец, пастуха нет, а заместо него сидит прекрасная девица и прядет золотую нитку. "Чьи это овцы и кто ты сама?" — "Я — Доля твоего брата, и овцы ему принадлежат". — "А где ж моя Доля?" — "Далеко от тебя! Ступай поищи ее". Бессчастный зашел к брату, и тот, видя его боса и нага, сжалился и подарил ему постолы (Постолы — самодельная обувь из сыромятной кожи.). Повесив на спину торбу и взяв в руки палку, бедняк отправился искать свою Долю; шел-шел и попал в лес, смотрит — под одним дубом спит седая старуха. Он размахнулся палкою и ударил ее по заду. "Моли бога, что я спала! — сказала старуха, открывая глаза. — А то не добыть бы тебе и постолов!" — "Что так?" — "Да я — твоя Доля!" Вслед за этим посыпались на нее удары: "Если ты — моя Доля, то убей тебя бог! Кто мне дал тебя убогую?" — "Судьба", — отвечала Доля. Бедняк отправляется искать Судьбу; встречные на пути, расспросив, куда он идет, умоляют его разведать о своей участи... Наконец странник является к Судьбе; в то время она жила богато, весело, в большом дворце, но потом с каждым днем становилась все бедней и беднее, а дом ее меньше и печальнее; каждую ночь Судьба назначала младенцам, народившимся в продолжение суток, точно такую же долю, какою пользовалась сама в истекший день. На расспросы пришельца она сказала ему: "Ты родился в сиротинскую ночь — такова и доля твоя!" — и посоветовала ему взять к себе братнину дочь Милицу, рожденную в счастливый час, и все, что бы ни приобрел он, — не называть своим, а Милициным. Бессчастный последовал этому мудрому совету и с той поры стал жить в довольстве. Раз как-то был он на ниве, на которой уродилось славное жито; проходил мимо путник и спросил: "Чье это жито?" Хозяин в забывчивости отвечал: "Мое!" — в тот же миг вспыхнула его нива. Увидя огонь, бросился он догонять прохожего: "Постой, брате! Это жито не мое, а моей племянницы Милицы". И как только вымолвил эти слова — тотчас пожар затих и погас... Афанасьев А.Н. "Древо жизни" | |
Просмотров: 522 | | |
Всего комментариев: 0 | |