Суббота, 04.05.2024, 12:39
Приветствую Вас Гость | RSS

Форма входа

КОТОРЫЙ ЧАС?

Поиск

Статистика

Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » МИФОЛОГИЯ » Славянская мифология

ДЕВЫ СУДЬБЫ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)



Для наших предков солнце было божество рождающее — дарующее
земле урожаи и наделяющее смертных изобилием, богатством, а
следовательно, и счастьем. У славян солнце — синоним счастья, на что
указывают следующие выражения: "Взойдет солнышко и на наш двор!",
"Померкло мне солнце!", "Закатилось мое счастье!". Как всевидящее око,
озирающее небо и землю, Солнце знает все явное и сокровенное, что только
совершается в мире. От его взоров ничто не может утаиться. Свет и
зрение — обычные метафоры знания, мудрости, а мрак и слепота —
невежества, отсутствия всяких сведений...


В любопытной чешской сказке юный герой отправляется за
разрешением загадочных вопросов к Солнцу, тогда как, по сербскому
преданию, он с тою же целью идет к Судьбе. Солнце названо в этой сказке
златовласым дедом Всеведом, а в матери ему дана пряха-судица, которая
вечером принимает его на западе и успокаивает на своих коленах; поутру
Солнце пробуждается от сна, прощается с матерью и вылетает восточным
окном на дневное странствование...


Солнцева мать упоминается во многих сказках, и везде о ней
говорится как о вещей пряхе: она дает странствующим героям мудрые советы
и на золотой прялке прядет золотую кудель.


Впоследствии, когда нравственные представления стали брать
перевес над религиозным натурализмом, идея судьбы отрешилась от
стихийных богов, строителей мировой жизни, и обособилась в отдельное,
самостоятельное божество. В Малороссии сохранилось такое предание: шел
крестьянин по лесу и заблудился. Наступила ночь, вдали заблестел
приветливый огонек; крестьянин поспешил на его свет, набрел на ветхую
избушку и попросился ночевать. Его приняла бедная старушка и на вопрос
гостя: "Кто ты?" — назвалась Судьбою. Еще крестьянин не успел заснуть,
как кто-то постучался в окно. "Что?" — спросила Судьба. "Столько-то
родилось мальчиков и столько-то девочек, — отвечал неведомый голос, —
какая их судьба?" — "Та же, что у меня сегодня!" За окном послышался
вздох. Наутро проснулся крестьянин не в бедной избушке, а в богатых
палатах: всюду роскошь и золото! И остался он у Судьбы еще на одни
сутки. Ночью повторилась прежняя сцена: кто-то постучался в окно и
сказал: "Столько-то родилось мальчиков и девочек; какая их судьба?" —
"Та же (раздалось в ответ), что у меня сегодня!" Судьба жила попеременно
— один день, как нищая, а другой, как богачка, обладающая несметными
сокровищами; кто в какой день родился, таково его и счастье. Возвратясь
домой, крестьянин нашел, что жена родила ему двух сыновей: одного — в
бесталанный день, а другого — в счастливый. Вся жизнь близнецов
послужила оправданием той судьбы, которая каждому из них была определена
при рождении. Не менее интересна малорусская сказка о двух Долях. Жили
два брата — младший в довольстве и счастии, а старший — в бедности.
Настало лето. Старший брат нанялся у младшего жать хлеб. Раз приходит он
в поле и видит: женщина в нищенском рубище ходит между копнами,
выдергивает самые крупные колосья из снопов, полученных старшим братом
за работу, и втыкает их в снопы младшего. "Кто ты?" — спросил бедняк. "Я
— Доля твоего брата; он спит, а моя обязанность денно и нощно трудиться
на него, как на своего господина, с самого рождения его до смерти я ему
верная слуга: берегу его от опасностей, лелею его детей, окропляю его
поля и огород росою, гоню ему рыбу в бредень, рои пчел — в улья, охраняю
от хищного зверя и холю его скотину, привожу к нему купцов, набиваю
цену на его товар и дарю его семью здоровьем. Твоя же Доля — белоручка,
думает только о песнях и нарядах, и потому ты беден"...


Доля употребляется в народной речи иногда в смысле
положительно-счастливой судьбы, а с отрицанием не (недоля) в смысле
судьбы несчастливой, печальной. Недоля нередко заменяется выражениями:
беда, лихо, напасть, горе и нужда. В народных пословицах, песнях и
сказках беда выступает как бы некий демон, как существо живое,
самодействующее. Она странствует по белому свету, ищет людей, обреченных
несчастию, идет к ним навстречу, гонится за ними: "Беда (горе) ходит не
по лесу, а по людям", "Где беда ни шаталась, а к нам пришатилась", "Где
беда ни голодала, а к нам на пирушку", "Пришла беда — растворяй
ворота!", "Дома ль хозяин? Беда пришла"...


Лихая, горькая, недобрая Доля, по выражению народных песен,
рождается вместе с человеком, шаг за шагом следует за ним в продолжение
всей жизни и провожает его в самую могилу:


Ой ты, Горе мое, Горе серое,
Лычком связанное, подпоясанное!
Уж и где ты, Горе, ни моталося —
На меня, бедную, навязалося...
Уж я от Горя во чисто поле;
Оглянусь я назад — Горе за мной идет,
За мной идет, вослед грозит:
"Уж я выжну-повыжну все чисто поле,
А сыщу я, найду тебя горькую!"
Я от Горя во темны леса,
Оглянусь я назад — Горе за мной идет,
За мной идет, вослед грозит:
"Порублю я, посеку все темны леса,
А найду я тебя горемычную!"
Уж я от Горя к гробовой доске,
Оглянусь я назад — Горе за мной идет,
С топорешечком, со лопаточкой.
Не отрастить дерева суховерхого,
Не откормить коня сухопарого...
Ай Горе, Горе-Гореваньице!
А и лыком Горе подпоясалось,
Мочалами ноги изопутаны.
А я от Горя в темны леса —
А Горе прежде в лес зашел;
А я от Горя в почестной пир —
А Горе зашел, впереди сидит;
Я от Горя на царев кабак —
А Горе встречает, уж пиво тащит:
Как я наг-то стал — насмеялся он.

Замечательны обороты: "Горе зашел", "Горе насмеялся"; из них
очевидно, что (несмотря на средний грамматический род слова) горе в
воззрениях народа доселе не утратило характера одушевленного,
демонического существа.


Обувалося Горе в лапти, одевалося в рогозиночки, опоясывалось лыками, приставало к добру молодцу.

Видит молодец: от Горя деться некуды!
Молодец ведь от Горя во чисто поле,
Во чисто поле серым заюшком,
А за ним Горе вслед идет,
Вслед идет, тенета несет,
Тенета несет все шелковые:
"Уж ты стой, не ушел, добрый молодец!"
Молодец ведь от Горя во быстру реку,
Во быстру реку рыбой-щукою,
А за ним Горе вслед идет,
Вслед идет, невода несет,
Невода несет все шелковые:
"Уж ты стой, не ушел, добрый молодец!"
Молодец ведь от Горя во огневушку,
Во огневушку, да в постелюшку —
а Горе в ногах сидит.

Видит молодец — некуда от Горя спрятаться, как разве в тесовый гроб да в могилушку, а Горе и тут с лопатою:

"Уж ты стой, не ушел, добрый молодец!"
Загребло Горе во могилушку,
Во могилушку, во матушку-сыру землю.

В таких прекрасных поэтических образах, достойных великого
художника, представляется народной фантазии горе. Оно доводит
бесталанного молодца до кабака и злобно насмехается над его наготою; оно
ловит его в расставленные сети и тенета; выживает его с белого света и,
являясь с топором и лопатою, сколачивает ему гроб и роет могильную яму.
Как третья недобрая парка, разрывающая нить жизни, Горе отождествляется
с богинею смерти; эта последняя так же охотится за живущими в мире,
опутывает их своими сетями и роет заступом свежие могилы. Сказочным
героям удавалось обманывать Смерть и томить ее в тесном заключении; то
же предание прилагается и к Горю. В одной деревне жили два мужика, два
родных брата: один — бедный, другой — богатый. Богач переехал в город,
выстроил себе большой дом и записался в купцы; не то выпало на долю
бедного: иной раз нет ни куска хлеба, а ребятишки — мал мала меньше —
плачут, есть просят. С утра до вечера бьется мужик как рыба об лед, а
все ничего нет. Пошел к богатому попросить хлеба. Тот заставил его
проработать целую неделю и дал за то одну ковригу. "И за то спасибо!" —
сказал бедный и хотел было домой идти. "Постой! Приходи-ка завтра ко мне
в гости — на именины и жену приводи". — "Эх, братец! Куда мне? К тебе
придут купцы в сапогах, в шубах, а я в лаптях да в худеньком зипунишке
хожу". — "Ничего, приходи! И тебе будет место". Наутро пришел бедный
брат с женою к богатому; поздравили и уселись на лавку. За столом уж
много именитых гостей сидело; всех их угощает хозяин на славу, а про
бедного брата с его женой и думать забыл — ничем их не потчует. Кончился
обед; гости поехали домой пьяные, веселые — шумят, песни поют; а бедный
идет назад с пустым брюхом. "Давай-ка, — говорит жене, —и мы запоем
песню!" —"Эх ты, дурак! Люди поют оттого, что сладко поели да много
выпили; а ты с чего?" — "Ну все-таки у брата на именинах был; как запою,
всякий подумает, что и меня угостили". —"Пой, коли хочешь, а я не
стану!" Мужик затянул песню, и послышались ему два голоса; он перестал и
спрашивает жену: "Это ты мне подсобляла петь тоненьким голоском?" — "И
не думала!" — "Так кто же?" — "Не знаю! — сказала баба, — а ну запой — я
послушаю". Он опять за песню: поет-то один, а слышно два голоса;
остановился и спрашивает: "Это ты, Горе, мне петь подсобляешь?" Горе
отозвалось: "Да, хозяин! Это я". Пришел мужик домой, а Горе зовет его в
кабак. "Денег нет!" — отвечал бедняк. "Ох ты, мужичок! На что тебе
деньги? Вишь, на тебе полушубок надет, а на что он? Скоро лето будет,
все равно носить не станешь! Пойдем в кабак, да полушубок побоку..."
Мужик и Горе пошлл в кабак и пропили полушубок. На другой день Горе
заохало (с похмелья-то голова болит!) и зовет хозяина винца испить.
"Денег нет!" — отвечает мужик. "Да на что нам деньги? Возьми сани да
телегу — с нас и довольно!" Нечего делать, не отбиться мужику от Горя;
взял он сани и телегу, потащил в кабак и пропил вдвоем со своим
неотвязным товарищем. Наутро Горе еще больше заохало — зовет мужика
опохмелиться; мужик пропил соху и борону... Месяца не прошло, как он все
спустил; даже избу свою соседу заложил, а деньги в кабак снес. Горе
опять пристает к нему: "Пойдем да пойдем в кабак!" — "Нет, Горе! Воля
твоя, а больше тащить нечего". —"Как нечего? У твоей жены два сарафана:
один оставь, а другой пропить надобно". Мужик взял сарафан, пропил и
думает: "Вот когда чист! Ни кола ни двора, ни на себе, ни на жене!"
Поутру проснулось Горе, видит, что с мужика нечего больше взять, и
говорит: "Хозяин!" — "Что, Горе?" — "Ступай к соседу, попроси пару волов
с телегою". Привел мужик пару волов, сел вместе с Горем на телегу и
поехали в чистое поле. "Хозяин! — спрашивает Горе. — Знаешь ли ты на
этом поле большой камень?" — "Как не знать!" — "А когда знаешь, поезжай
прямо к нему". Приехали. Горе велит мужику поднимать камень; мужик
подымает, Горе пособляет; вот подняли, а под камнем яма — полна золотом
насыпана. "Ну, что глядишь? — сказывает Горе мужику. — Таскай скорее в
телегу". Мужик принялся за работу, все из ямы повыбрал и говорит:
"Посмотри-ка, Горе, никак там еще деньги остались?" Горе наклонилось:
"Где? Я что-то не вижу!" — "Да вон в углу светятся! Полезай в яму, так
увидишь". Горе полезло в яму; только что опустилось туда, а мужик и
накрыл его камнем. "Вот эдак-то лучше будет! — сказал мужик. — Не то
коли взять тебя с собою, так ты, Горе горемычное, хоть не скоро, а все
же пропьешь и эти деньги!" Воротился мужик на деревню, купил лесу,
выстроил большие хоромы и зажил вдвое богаче своего брата. Случилось
позвать ему брата на именины; уподчивал его и медами, и винами.
Спрашивает тот, откуда ему досталось такое добро? Мужик рассказал все по
чистой совести. Завистно стало богатому: дай, думает, поеду в чистое
поле, подыму камень да выпущу Горе; пусть оно дотла разорит брата!
Погнал в поле, своротил камень в сторону и только нагнулся посмотреть в
яму, а уж Горе выскочило и уселось ему на шею: "А, — кричит, — ты хотел
меня уморить! Теперь от тебя ни за что не отстану". — "Это мой брат
засадил тебя, а я пришел тебя выпустить!" — "Нет, врешь! Раз обманул, в
другой не проведешь!" Крепко насело Горе богатому купцу на шею; привез
он его домой, и с той поры пошло у него все хозяйство вкривь да вкось.
Горе уж с утра за свое принимается, каждый день зовет опохмелиться;
много добра в кабак ушло! В основе сообщенных нами преданий кроется
мысль, что Доля и Недоля — не просто олицетворения отвлеченных понятий,
не имеющие объективного бытия, а напротив — живые мифические лица,
тождественные девам судьбы (рожаницам). До сих пор необразованному люду
еще мало доступно понятие о счастье и несчастье как о необходимом
последствии тех обстоятельств, в какие ставят человека борьба житейских
интересов и его собственные наклонности: предприимчивость, ловкость,
догадливость, трудолюбие или апатия, нерасчетливость, лень и так далее.
Как болезненные припадки и страдания заставляют простолюдина
предполагать удары, наносимые ему демоном, так точно счастье и
несчастье, по народному убеждению, обуславливаются добрыми или недобрыми
действиями сверхъестественных существ. Доля и Недоля действуют по
собственным расчетам, независимо от воли и намерений человека, которому
они принадлежат: счастливый вовсе не работает — и живет в довольстве,
потому что за него трудится его Доля. Когда Доля покидает своего
клиента, перестает на него работать — он впадает в нищету. Несчастный
страдает, испытывает всевозможные лишения, потому что Доля его предается
сну, праздности или гульбе, бражничает, веселится и не хочет знать
никакого труда. Наоборот, деятельность Недоли постоянно направлена во
вред человеку; пока она бодрствует — беда следует за бедою, и только
тогда становится легче бесталанному, когда засыпает его Недоля: "Коли
спит Лихо, не буди ж его".




Особенно важны для ученого исследователя предания о злыднях,
соответствующих Горю, Лиху и Недоле сказочного эпоса. Злыднями
называются в Малороссии маленькие существа неопределенных образов; где
они поселятся, тому дому грозит большое зло: как бы ни было велико
богатство хозяина, оно быстро сгинет и на место довольства наступит
страшная нищета. Существует клятва: "Най (нехай) го злидни побъють!" У
белорусов сохранилась пословица: "Впросилися злыдни на три дни, а в три
годы не выживешь!" Своим крохотным ростом и неугомонным характером они
напоминают домовых карликов (злых эльфов, кобольдов, кикимор) и тем
самым дают новое свидетельство о древнейшей связи мифических
олицетворений судьбы и смерти с духами стихийными, грозовыми. Подобно
марам, злыдни, поселяясь в домах, живут невидимками и непременно за
печкою; то же рассказывается о Горе, Нужде и Кручине. И мары, и злыдни
странствуют по свету и располагаются на житье обществами; точно так же,
по свидетельству народных поговорок, "беда не приходит одна", "беды
вереницами ходят". Как злой кобольд или мар, Горе наседает на спину
бедняка; в одной из сказок Горе похваляется, что нет такой щели, куда бы
не могло оно спрятаться, и в подтверждение слов своих влезает в ступицу
колеса; по другому рассказу, Нужда ночует в корчаге: ясно, что
народному воображению они представляются малютками, карлами. Но есть и
другие черты, роднящие их со стихийными духами. Так, великорусская песня
наделяет Горе чудесною способностью превращений; изображая бегство
удалого добра молодца от неустанно преследующего Горя, она живописует
следующую поэтическую картину:


Повернулся добрый молодец ясным соколом,
Поднимался выше леса под самые облаки,
А Горюшко вслед черным вороном
И кричит громким голосом:
"Не на час я к тебе Горе привязалося!"
Падет добрый молодец серым волком,
Стал добрый молодец серым волком доскакивать,
А Горюшко вслед собакою.

В одном из многих вариантов сказки о двух братьях, счастливом и
бессчастном, Доля является в образе мыши, что стоит в несомненной связи
с представлением души-эльфа (пената, оберегающего семейное счастье и
богатство) этим шаловливым зверьком. Почти у всех индоевропейских
народов сохраняется предание о Ветре, который за развеянную им у бедного
крестьянина муку дарит ему желанные (счастливые) вещи. Те же самые
диковинки получает сказочный герой и от своей Доли. Жили-были два брата:
старший — богатый да злой, меньший — работящий, добрый да бедный. Что
ни делал бедняк, все ему не удавалось. Вот он вздумал и пошел искать
свою Долю; долго ли, коротко ли — нашел ее в поле: лежит себе Доля,
прохлаждается! Стал ее бить плетью, а сам приговаривает: "Ах ты, Доля
ленивая! у других людей Доли ночь не спят, все для своих хозяев
труждаются; а ты и днем ничего не делаешь. По твоей милости мне скоро и с
женой и с детками с голоду умирать придется!" — "Полно, перестань
драться! — отвечает ему Доля. — Вот тебе лубочный кузовок — только
раскрой, будет что и попить и поесть тебе". Мужик пришел домой, раскрыл
кузовок, а там — чего только душа желает! Старший брат прослышал про то,
пришел и отнял у него диковинку силою. Отправился бедняк опять к Доле;
она ему дала золотой кузовок. Вышел он на дорогу, не стал долго
раздумывать — тотчас же открыл золотой кузовок: как выскочат оттуда
молодцы с дубинками и давай его бить! Больно прибили и спрятались в
кузов. "Ну, думает мужик, этот кузовок не накормит, не напоит, а больше
здоровья отымет! Не хочу его и брать-то с собою!" Бросил золотой кузов
на землю и пустился в путь; прошел с версту, оглянулся назад, а кузов у
него за плечами висит. Испугался мужик, сбросил его долой и побежал во
всю прыть; бежит, ажио задыхается! Оглянулся назад — а кузов опять за
плечами... Нечего делать, принес его домой. Старший брат польстился на
золотой кузовок, пришел меняться: "Я тебе, — говорит, — отдам лубочный
кузовок, а ты подавай сюда золотой". Поменялся, да потом долго-долго
помнил эту неудачную мену. Первый кузовок соответствует
скатерти-самобранке, а второй — кнуту-самобою (метафоры дождевой тучи,
поящей и насыщающей мать-сыру землю, и Перуновой плети — молнии). Эти
диковинки, принадлежащие богу ветров и бурных гроз, в настоящем рассказе
принимаются в значении тех даров счастья, какими наделяют смертных
вещие девы судьбы. В одной из лубочных сказок невидимка-Кручина (Горе),
выскочив из-за печки, отымает у бедного старика последнюю краюху хлеба, а
потом дарит ему утку, несущую золотые яйца...


Возвращаемся к злыдням; в народной сказке они играют ту же
роль, что и Горе. Было два брата: убогий и богатый. Убогий наловил рыбы и
понес на поклон богатому в день его именин. "Славная рыба! — сказал
тот. — Спасибо, брат, спасибо!" — и только; не дал ничего ему на
бедность и даже к себе не позвал. Сгрустнулось убогому, повесил он
голову и пошел со двора. На дороге повстречался ему старичок: "Что ты,
детинушка, такой невеселый?" Бедняк рассказал свое горе. "Что ж, —
сказал старик, — спасибо — дело великое! Продай мне его". — "Как же
продать-то его? Бери, пожалуй, даром!" — "Так спасибо мое!" — молвил
старик, сунул ему мошну в руки — и с глаз пропал. Мужик посмотрел —
полна мошна золота, радехонек воротился к жене, купил себе новый дом и
живо перебрался на новоселье, а старую избушку запер, заколотил наглухо.
Как-то разговорился он с женою про свое прежнее убожество. "Неладно,
Иван, — говорит баба, — что мы покинули в старой избушке свои жернова;
ведь они нас кормили при бедности, а теперь как ненадобны стали — мы и
забыли про них!" — "Правда твоя!" — отвечал Иван и поехал за жерновами.
Приехал — покинутое жилье полынью поросло, и слышатся ему голоса из
ветхой избушки: "Злодей Иван! Стал богат — нас покинул, запер тут на
долгую муку". — "Да вы кто такие? — спрашивает Иван. — Я вас совсем не
знаю". — "Не знаешь! Видно, забыл нашу верную службу: мы твои злыдни!" —
"Бог с вами! Мне вас не надо!" — "Нет, уж мы от тебя не отстанем!" —
"Постойте же!" —¦ думает Иван и говорит вслух: "Хорошо, я возьму вас,
только с тем уговором, чтобы вы донесли жернова на своих плечах".
Припутал к ним тяжелые жернова и заставил идти впереди себя. Надо было
переходить через глубокую реку по мосту: мужик собрался с силою, да как
толканет — и пошли злыдни как ключ ко дну. Окончание этой сказки — то же
самое, что и выше приведенной про Горе горемычное...


В сербских приповедках Караджича напечатан превосходный рассказ
о Судьбе и двух Долях, дополняющий некоторыми любопытными подробностями
предания нашего сказочного эпоса. Жили вместе, сообща двое братьев:
один — работящий, а другой — беспечный и ленивый. "Что мне на брата
трудиться!" — думает работящий — и вот они разделились. У работящего все
пошло не впрок, на убытки; а ленивый богатеет себе, да и только. Идет
однажды бессчастный и видит на ливаде стадо овец, пастуха нет, а заместо
него сидит прекрасная девица и прядет золотую нитку. "Чьи это овцы и
кто ты сама?" — "Я — Доля твоего брата, и овцы ему принадлежат". — "А
где ж моя Доля?" — "Далеко от тебя! Ступай поищи ее". Бессчастный зашел к
брату, и тот, видя его боса и нага, сжалился и подарил ему постолы (Постолы — самодельная обувь из сыромятной кожи.).
Повесив на спину торбу и взяв в руки палку, бедняк отправился искать
свою Долю; шел-шел и попал в лес, смотрит — под одним дубом спит седая
старуха. Он размахнулся палкою и ударил ее по заду. "Моли бога, что я
спала! — сказала старуха, открывая глаза. — А то не добыть бы тебе и
постолов!" — "Что так?" — "Да я — твоя Доля!" Вслед за этим посыпались
на нее удары: "Если ты — моя Доля, то убей тебя бог! Кто мне дал тебя
убогую?" — "Судьба", — отвечала Доля. Бедняк отправляется искать Судьбу;
встречные на пути, расспросив, куда он идет, умоляют его разведать о
своей участи... Наконец странник является к Судьбе; в то время она жила
богато, весело, в большом дворце, но потом с каждым днем становилась все
бедней и беднее, а дом ее меньше и печальнее; каждую ночь Судьба
назначала младенцам, народившимся в продолжение суток, точно такую же
долю, какою пользовалась сама в истекший день. На расспросы пришельца
она сказала ему: "Ты родился в сиротинскую ночь — такова и доля твоя!" —
и посоветовала ему взять к себе братнину дочь Милицу, рожденную в
счастливый час, и все, что бы ни приобрел он, — не называть своим, а
Милициным. Бессчастный последовал этому мудрому совету и с той поры стал
жить в довольстве. Раз как-то был он на ниве, на которой уродилось
славное жито; проходил мимо путник и спросил: "Чье это жито?" Хозяин в
забывчивости отвечал: "Мое!" — в тот же миг вспыхнула его нива. Увидя
огонь, бросился он догонять прохожего: "Постой, брате! Это жито не мое, а
моей племянницы Милицы". И как только вымолвил эти слова — тотчас пожар
затих и погас...


Афанасьев А.Н. "Древо жизни"
Категория: Славянская мифология | Добавил: Энна (16.06.2013)
Просмотров: 522 | Теги: Мифология, Русь | Рейтинг: 5.0/6
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]