Четверг, 02.05.2024, 22:56
Приветствую Вас Гость | RSS

Форма входа

КОТОРЫЙ ЧАС?

Поиск

Статистика

Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » МИФОЛОГИЯ » Славянская мифология

ДЕВЫ СУДЬБЫ



Облачные девы, как хранительницы живой воды, наделяющей
мудростью и предвидением, как спутницы бога грозовых бурь, призванные, с
одной стороны, приносить на землю младенческие души, а с другой —
увлекать души усопших в загробное царство, явились в народных
представлениях устроительницами судьбы человеческой. Согласно с этим,
древние племена присваивали им эпитеты, обозначавшие их вещий характер и
влияние на рождение, смерть и вообще на всю жизнь человека. Такие
эпитеты впоследствии стали употребляться как имена нарицательные и
мало-помалу приняты были за прозвания особенного разряда божественных
существ. Тем не менее предания и доныне удерживают многие черты
первоначального сродства их с облачными и грозовыми нимфами. У славян
девы эти назывались рожаницами, так как они присутствуют при рождении
младенцев и определяют их судьбу при самом появлении на свет. Прежде
всего обратим внимание на свидетельства азбуковников (Азбуковники — энциклопедические словари XVII века, широко распространенные на Руси.)
и Паисьевского сборника (XIV века). В последнем памятнике находим
"Слово св. Григория о том, како первое погани суще языци кланялися
идолом и требы им клали". Желая указать на языческое происхождение веры в
Род и рожаницу, проповедник сближает их с подобными же мифическими
представлениями у других народов. По его мнению, Род и рожаница значили у
славян то же, что у греков Артемида; для полного соответствия он
придает ее имени и мужское окончание: Артемид, и противопоставляет это
новое имя — Роду, божеству мужского пола. Одно главнейших свойств,
приписанных Артемиде, касалось деторождения. Она считалась
покровительницею женщин и брачных союзов, заведовала родами, разрешала
пояс родильницы, играла роль повивальной бабки и кормилицы и вместе с
тем была доброю пряхою, как бы одною из парк... Хотя Артемид, о котором
упоминается в Паисьевском сборнике, и не существовал в греческой
мифологии, но зато греки присваивали эпитеты рождающих, производящих и
Зевсу, и Посейдону. Та же творческая, призывающая к жизни сила
принадлежала Роду и рожаницам, на что указывают самые названия их,
относящиеся к одному корню со словами: рожать или рождать, родитель,
родильница, родной, роженый, родина, роды, на-род, за-родыш, у-рожай,
по-рода, родник и многие другие. Роже(а)ница в словаре Памвы Берынды
определена так: "матиця, породеля, пороженица". Словом род в древних
памятниках означаются: родственники и потомки, земляки и целый народ,
как образующийся чрез нарождение; от теснейшего смысла слово это
восходило к более широкому, по мере того как человек от тесных,
исключительно семейных и родовых связей переходил к связям и отношениям
более широким — племенным и общинным. Но все эти понятия, усвоенные
роду, вытекли из того первоначального, основного его значения, по
которому под ним разумелась производящая сила природы вообще. Еще теперь
в народной речи слышится выражение: "Земля принялась за свой род".


По указанию старинных азбуковников, рожаницами "еллиньстии
звездословцы наричють седмь звезд, глаголемых планиты, и кто в кую
планиту родится — и по той планите любопрятся предвозвещати нрав
младенца, или к коим похотем естеством уклонителен будет"...


Приведенные нами свидетельства, приписывая рожаницам влияние на
рождение, характер и счастье человека, вместе с тем указывают, что эти
мифические девы стояли в таинственной связи со звездами. Простой, не
просветленный наукою взгляд наблюдателя не различает планет от звезд, и
если рожаницами названы в азбуковнике собственно планеты, то такое
ограничение было следствием того средневекового астрологического учения,
которое перешло к нам сравнительно уже в позднейшее время — в
переводных книгах, известных под названиями: Астрономия, Зодий и др. Но
как самое астрологическое учение возникло из древнейших народных
верований, общих всем племенам и востока, и запада, — из верований,
утверждающих зависимость жизни человеческой от сияния звезд, то понятно,
почему оно всюду так легко было принимаемо и всюду пользовалось
сочувствием массы. Оно ничего не говорило такого, что бы противоречило
национальным преданиям. Этим объясняются и те постоянные протесты, с
которыми вынуждена была выступать церковь против так называемого
"звездословия". Древний переводчик хроники Григория Амартола (Хроника
Григория Амартола — широко распространенное в древности, в том числе и
на Руси, произведение греческого монаха, жившего во второй половине IX
века. Настоящее имя автора было Георгий.
) употребляет выражение
рождественное волшение в смысле искусства предсказывать судьбу по
звездам... По древнеарийскому воззрению, душа представлялась искрою
небесного огня или звездою, возжигаемою при самом рождения младенца; как
скоро звезда эта погасала, вместе с нею погасала и жизнь человека, а
пока она горела — ее блеском и мерцанием условливались все его житейские
радости и печали (его светлые и черные дни). И доныне народные поверья
связывают зарождение младенца и его будущую судьбу с звездами. Над чьим
домом упадает звезда, в той семье (по мнению поселян) девица утратила
девственность — сделалась беременною. В одной песне сын, жалуясь на свою
долю, обращается к матери с этими словами:


Ты скажи-скажи, моя матушка родная,
Под которой ты меня звездой породила,
Ты каким меня счастьем наделила?

Богатырь Добрыня упрекает мать, что породила его несчастливого, а та отвечает:

Видно, ты, чадо мое милое,
Зародился ты в ту звезду,
В ту минуту бессчастную, не в таланную!

Василий Буслаевич говорит в сказке: "Недаром мне моя счастливая
звезда дала силу богатырскую". Вера в таинственную связь рождения со
звездами, в благое или враждебное действие этих последних на участь
отдельных людей была распространена у всех индоевропейских народов;
думали, что звезды, сиявшие при рождении человека, берут его под свою
охрану и что рожденные под благоприятным влиянием этих светил должны
быть непременно счастливы и наоборот. До сих пор в русском языке
сохранились выражения: "Он родился в добрый, счастливый час, под
счастливой звездою (планидой)" или "в недобрый час, под злую, лихую
годину, под несчастной звездою"...


По литовскому преданию, как скоро родится младенец, тотчас же
Верпея (пряха), восседающая на небесном своде, начинает прясть нить его
жизни; конец этой нити она прикрепляет к новой звезде, которая
непременно является в минуту рождения человека. Когда же наступает его
последний час, Верпея перерезает нитку: звезда падает, гаснет в воздухе,
и человек умирает: поэтому в каждой из падающих звезд видят знамение
чьей-либо смерти. Здесь слиты воедино два мифических представления: а)
возжжение пламенной, звездоподобной души и б) пряденье жизненной нити.
Народившийся младенец только тогда вступает в среду живущих, когда его
пуповина будет перевязана, или, выражаясь пластически: когда он будет
привязан к жизни выпряденною ниткою, что у славян обозначается словом
повить (повой (Повой — пеленанье.), повитуха, повивальная бабка).
Облачные девы, как мы видели, признавались пряхами; являясь при родах,
влагая в ребенка "душу живу", они в народных верованиях получили
характер повивальных бабок и помощниц при разрешении беременных жен. Как
своим светочем они таинственно возжигали в ребенке огонь жизни, так
своею пряжею, незримо для смертных, привязывали его к бытию, и пока
связь эта оставалась крепкою — душа не могла отрешиться от тела; но едва
Смерть или девы судьбы разрывали ее, человек немедленно умирал — точно
так же как умирал он вместе с угасшим пламенем души: это две различные
метафоры, выражавшие одну и ту же идею. Отсюда, во-первых, течение
человеческой жизни стали уподоблять тянущейся нити, а затруднения,
ожидающие человека на жизненном пути, представлять узлами, которые надо
распутывать (завязка и развязка события). Выражение "нить жизни"
пользуется гражданством почти во всех индоевропейских языках; счастливый
ход жизни соответствует ровной, гладкой нити, и наоборот, жизнь,
исполненная страданий и бедствий, тянется суровою, узловатою нитью,
опутывает человека словно сетями и налегает на него тяжелой обузою.
Во-вторых, образовалось убеждение, что девы судьбы суть вечно работающие
пряхи; своими руками они прядут жизненную нить и вплетают в нее все,
что должно совершиться с человеком во время его земного существования.
Под влиянием означенных воззрений повой младенца получил религиозный
характер; дело это поступило в руки вещих жен, служительниц богов, и нет
сомнения, что в отдаленной древности оно сопровождалось священными
обрядами; существительное бабка имеет при себе глагол бабкатъ —
нашептывать, ворожить. Кроме указанного предания о мифической пряхе,
литовцы рассказывают еще о семи богинях, из которых первая (Верпея)
прядет человеку жизнь из кудели, данной верховным божеством ; другая
мотает выпряденные нити и делает из них основу; третья ткет холст;
четвертая старается песнями и рассказами обворожить своих сестер, и
когда они заслушиваются — портит их работу, отчего тотчас же постигают
смертного неудачи, болезни, ссоры и прочие беды; пятая ей
противодействует, не дает портить холст и пробуждает сестер к труду:
когда ее усилия не остаются напрасными и работа идет без помехи, то
жизнь человека бывает исполнена спокойствия, радостей, здоровья и
счастья; шестая отрезает холст — и человек умирает; наконец, седьмая
моет изготовленную ткань и вручает ее верховному богу. Из этой ткани
делается рубашка, которую и должен носить усопший на том свете; таким
образом он постоянно имеет перед собой полную историю земной своей
жизни, всех ее радостей и горя. По основному значению мифа, посмертная
рубашка, изготовляемая богинями судьбы, есть та облачная ткань, в
которую одеваются стихийные духи и родственные с ними тени усопших; в
погребальном обряде ей соответствует белый саван. В настоящем случае это
представление о посмертной сорочке смешивается с другим, не менее
древним, представлением о телесной одежде, облекающей душу со дня
рождения по день смерти человека.


Пряха Верпея и мифические ткачихи стоят в несомненной связи с
лаумами, что прямо свидетельствует за их первоначальное тождество с
облачными нимфами. На участие лаумы в грозовых явлениях природы
указывают названия: громовой стрелки — ее сосцом, радуги — ее поясом и
воды (т. е. дождя) — ее потом; вместе с этим ей приписывается и влияние
на земное плодородие: она предвещает урожаи и голод, помогает
возделывать нивы и собирать жатвы. Как сербские вилы и наши русалки,
лаумы живут в лесах, полях и в воде. Они крадут и подменивают
новорожденных младенцев, налегают на сонных людей, давят их в грудь или
живот и любят заниматься пряжею и тканьем...


Собственно о рожаницах мы не встречаем свидетельств, чтобы они
пряли жизненную нить; думаем, однако, что и с ними в старину соединялось
подобное же представление и только позабыто в течение последующих
веков. На эту мысль наводят нас хорутанские сказки, отождествляющие
рожаниц с вилами. Едва народится младенец (рассказывают хорутане), как
тотчас же — бог знает откуда и как — являются в избу три
сестры-роженицы, садятся за стол и в кратких изречениях определяют
судьбу новорожденного; произнеся свои предсказания, они тихо удаляются, и
если на ту пору светит сквозь окно месяц, то, озаренные его лучами —
бывают видимы их легкие, воздушные образы и радужные покровы...


Из трех сестер-рожениц, устанавливающих судьбу младенца, мнение
последней постоянно принимается за окончательное решение; она есть
действительная владычица смертного часа и потому соответствует злой
парке, перерезывающей жизненную нить человека, или Смерти, погашающей
огонь его души. То, что присуждено роженицами, нельзя ни изменить, ни
устранить никакими силами: это приговор всемогущего, непреложного рока!
Предрекут ли вещие жены смерть от волка — зверь этот явится в урочный
час к своей жертве, хотя бы она скрывалась за каменными стенами;
присудят ли человеку погибнуть в воде, и хотя бы кругом на далекое
расстояние не было ни единого источника — он задохнется в луже. Одной
царевне было предсказано, что она умрет от укушения змеи. Царь устроил
стеклянный терем, куда даже и муравей не мог пробраться; заключил там
свою дочь и приказал не выпускать ее из терема. Когда наступил "судный
день", царевна пожелала винограду; слуга принес ей большую кисть, в
которой скрывалась малая ядовитая змейка — и предсказание исполнилось!
Подобные рассказы существуют и в нашем народе, хотя древние краски в них
более или менее уже стерлись...




С белыми летними облаками издревле соединялись идеи плодородия,
зачатия и брака; наоборот — с черными тучами, несущими опустошительные
бури, связывались представления о злых демонах ночи и смерти. В силу
этих воззрений облачные девы стали заведовать рождением, бракосочетанием
и кончиною человека, что все вместе и определило понятие о могучей
судьбе, властвующей над смертными в пределах их земного существования —
от колыбели и до могилы. Согласно с троякими обязанностями, возложенными
на облачных дев, из толпы их выделились три богини судьбы, из которых
на долю каждой выпал особый труд. Из них две — представительницы
белоснежных облаков: одна распоряжалась родами, другая — брачными
союзами; а третья — дева черной молниеносной тучи — разила смертью.
Впоследствии, с забвением стихийных, натуралистических основ, на которых
возникло означенное верование, цвета эти приняты были за символы
нравственных понятий: белый цвет сделался знамением благих, дружелюбных
чувств, одушевляющих богиню счастья, а черный — знамением злобы и
коварства богини смерти. Почти у всех индоевропейских племен предания
говорят о трех девах судьбы; число это одинаково прилагается к мойрам,
паркам, феям, норнам и роженицам. Рождение, свадьбы и смерть, колыбель,
брачное ложе и смертный одр или могила наводили мысль на соответственные
им понятия детства, юности и старости — утра, полдня и вечера или
заката человеческой жизни. Когда человек мужал и задумывался о
могуществе всесильного рока, его рождение и первые годы детства были уже
прошлым, а смерть ожидала его в будущем, и потому с тремя девами судьбы
он необходимо сочетал представление о трехсоставном времени: одна из
них должна была ведать прошедшее, другая — настоящее, третья — будущее
(вчера, сегодня и завтра)...


У славян сохранилось множество пословиц и поговорок, намекающих
на стародавнее верование в судьбу, идея которой неразрывно связывается с
рождением, браком и смертью человека: родись ни хорош, ни пригож,
родись счастлив; не накормить коня сухопарого, не наделить дитя
бессчастное; счастливый — к обеду, а роковой — под обух; счастливый
скачет, а бессчастный плачет; счастливый — что калач в меду (к нему все
пристает, все на прибыль); кому счастье служит, тот ни о чем не тужит;
таланный и в море сыщет; без счастья и по грибы в лес не ходи; коли нету
талану, так не пришить к сарафану; всем бы молодец — да нет талану на
роду; мой талан пошел по горам (или по рукам, т. е. нет счастья); мое
счастье разбежалось по сучкам, по веточкам; такова наша доля — на то,
знать, мы и родились; таков наш рок, что вилами в бок! На кого рок, на
того и добрые люди; никто от своего рока не уйдет; чему быть, того не
миновать; так рок судил; знать, так уж суждено! видно, такая судьба! От
судьбы не уйдешь; бойся не бойся, а от части своей не уйдешь; злая
напасть — и то часть; судьбу на паршивом поросенке не объедешь; беду
(или суженого) и на кривых оглоблях не объедешь; судьба придет — ноги
сведет, руки назад свяжет. Слово судьба одного корня с глаголом судить, и
следовательно, означает то, что присуждено-предопределено человеку... В
старинных памятниках слово "суд" прямо употребляется в значении судьбы;
например, в "Слове о полку Игореве" сказано: "Ни хытру, ни горазду, ни
птицю горазду суда божиа (судьбы или смерти) не минути"; "Бориса же
Вячеславлича слава на суд (на смерть) приведе". Здесь смерть
рассматривается как определение судьбы, которая в руках своих содержит
все благое и гибельное и приговоров которой невозможно отклонить ни
умом, ни хитростью...


По глубокому убеждению народа, запечатленному в его пословицах,
"без року смерти не бывает; кому быть повешену, тот не утонет; кому за
тыном окоченеть, того до поры обухом не пришибешь; кому суждено опиться,
тот обуха не боится; кому быть на виселице, того и грозой не убьет;
кому скоромным куском подавиться — хоть век постись, комаром подавится!
Ловит волк роковую овечку; обреченная скотинка уж не животинка"
(непременно околеет или достанется хищному зверю). Дочь
Соловья-разбойника, желая убить Илью Муромца, ринула на него тяжелую
подворотню, да "Илье то не к суду пришло" — и он остался невредим. В
древнерусской повести о борьбе Живота со Смертью эта последняя говорит
человеку: "В чем тя застану, в том и сужду". Брак, по народному
выражению, — божий суд. В свадебных песнях и причитаниях фраза: "Идти ко
суду божию" употребляется в смысле: "Идти под венец", согласно с этим
жених и невеста называются у нас сужеными. Обращаясь к брату невесты,
песня возглашает от имени жениха:


Ах, шурин мой, шурин ласковый!
Ты отдай мой дар, мое суженое,
Мое суженое, мое ряженое (т. е. невесту).

Супружеский союз, со всеми его удачными и неудачными
последствиями, не зависит от произвола и расчетов человека, а уже
наперед определяется божественною волею: "Кому на ком жениться, тот в
того и родится", "Всякая невеста для своего жениха родится". Приговоры
судьбы в этом отношении так же неотвратимы, как и самая смерть,
предназначенная человеку: "Суженого конем не объедешь", "сужено-ряжено
не объедешь в кузове"...


Повстречав Микулу Селяниновича, Святогор спросил его: "Ты
скажи-поведай, как мне узнать судьбину божию?" — "А вот поезжай к горам;
у тех гор под великим деревом стоит кузница, и ты войди туда и спроси
кузнеца про свою судьбину". Ехал Святогор целых три дня, доехал до
кузницы и видит — кует кузнец два тонких волоса. "Что ты куешь?" —
спрашивает богатырь. "Кую судьбину: кому на ком жениться". Спросил
Святогор о своей невесте и услышал в ответ, что невеста его в поморском
царстве — тридцать лет лежит во гноище, тело у нее словно кора еловая.
Не захотелось богатырю жениться на такой хворой и некрасивой жене,
поехал в поморское царство, поднял свой острый меч, ударил девицу в
грудь — и поскакал своею дорогою. От того удара спала с девицы кора, и
очнулась она красавицей невиданной и неслыханной. В урочный час
посватался за нее Святогор-богатырь и женился. Как легли они опочив
держать, увидал Святогор у своей новобрачной рубец на груди, расспросил и
на самом деле спознал, что от судьбы не уйдешь. Вещий кузнец, кующий
судьбы человеческие, есть бог-громовник; мастерская его устроена в
горах, т. е. грозовых тучах.


Народная фантазия заставляет мифического кузнеца сковывать
воедино два тонких волоса; эти волосы — не что иное, как две нити,
выпряденные парками для жениха и невесты. Оба понятия : нить и волос —¦
отождествляются как в языке, так и в поверьях; поэтому и в сказаниях о
судьбе им придано одинаковое значение. По свидетельству сербской
приповедки, дева, светлая как самое солнце, сидя над озером, вышивала
солнечными лучами по основе, сделанной из юнацких волос (т. е. по
облачной ткани); сама же она имела в голове червленный, как кровь,
волос, напоминающий красно-огненные кудри громовника. Когда взяли и
разделили этот волос надвое, то нашли, что в нем было записано много
славных деяний, совершившихся от начала света. Итак, устраниться от
своей суженой — невозможно; наоборот, сколько бы ни старался добрый
молодец взять за себя девицу, не назначенную ему судьбою, хлопоты его
будут напрасны...


Как для всех других представлений язычества источником служило
обожание природы, так и мысль о судьбе в глубочайшей древности должна
была связываться с естественными, стихийными явлениями. Отвлеченные
понятия предполагают долгое развитие; по своей бестелесности,
отрешенности от тех самых предметов, свойствами и признаками которых
определилось их значение, понятия эти не могли быть доступны грубым,
младенческим племенам. Ученые исследования показали, что вещие
девы-судицы принадлежали к существам облачным, дожденосным. Судьба,
следовательно, была не более как олицетворение всемогущих, то
благотворных, то разрушительных, но всегда неотвратимых сил природы.
Слова, служившие для обозначения этого понятия, были вначале эпитетами
или прозваниями верховного божества, неба, бурных гроз, дождевых ливней и
земного плодородия...


Вера в таинственную, всем управляющую волю судьбы с особенною
наглядностью заявляет себя: а) в суде божием (ордалиях), самое название
которого тождественно с именем Судьбы; б) в обычае метать в сомнительных
случаях жребий и его указание принимать за приговор всеведущего
божества, и в) в гаданиях о будущем. Решение частных тяжб и общественных
вопросов жребием было употребительно у всех индоевропейских народов.
Дело, в котором боролись противоположные интересы, через это возвышалось
над произволом и страстями людей и восходило на тот верховный,
непреложный суд, перед которым умолкали все личные расчеты, ибо
избегнуть определений рока не дано ни единому смертному...


Саксон Грамматик говорит, что на острове Ране славяне кидали
три дощечки — с одной стороны белые, а с другой — черные — и замечали:
какой именно стороной упадут они кверху: белая предвещала успех, а
черная — неудачу. К этому гаданию прибегали и штетинцы, чтобы определить
исход морской битвы. В числе запретных книг и суеверных обрядов
старинный памятник называет: Метание или Розгомечец. По словам
Константина Порфирородного, русы метали жребий и, следуя его указанию,
одних птиц закалывали в жертву, а других пускали на волю.


Даже в выборе жениха и невесты предки наши руководились
жребием, как это можно заключать из следующего выражения "Слова о полку
Игореве": "Врьже Всеслав жребий о девицю себе любу".


В торговом договоре Новгорода с немцами и готландцами (Готландцы — жители Готланда — самого большого острова в Балтийском море.) (XIII столетия) постановлено, чтобы тяжбы между русскими и ганзейскими гостями (Ганзейские
гости — купцы из Ганзы, или Ганзейского союза — объединения германских,
датских и шведских городов, основанного в 1367 году и процветавшего в
XIV—XVI веках.
), при недостатке судебных доказательств и
противоречий свидетелей, решались жребием. В Судебник Ивана Грозного
занесено следующее узаконение, подтвержденное потом и в Уложении (Уставная
грамота — так назывались в Московском государстве акты, определявшие
структуру и порядок управления той или другой областью.
): если между
русским и чужеземцем возникает дело, которое не иначе может быть
решено, как разве присягою, то целовать крест предоставляется той
стороне, чей вынется жребий. Англичанин Лэн описал нам самый обряд
вынимания жребия : два восковых шарика с именами спорящих клались в
шапку и кто-нибудь из посторонних доставал один шарик голою правою
рукою; чье имя вынималось, тот давал клятву и выигрывал дело. Из
уставной грамоты ( Уложение (Уложение царя Алексея Михайловича) —
обширный законодательный памятник, утвержденный земским собором 1649 г.
"по челобитью стольников, и стряпчих, и дворян московских, и жильцов,
дворян и детей боярских всех городов, и иноземцев, и гостей, и гостиныя и
суконныя сотни и всяких чинов торговых людей". В Уложении 967 статей.
)
шуянам 1606 года видно, что и в том случае, когда оба противника были
люди русские, право целовать крест определялось жребием. Тем же способом
решали в XVI столетии вопрос: кому из тяжущихся о поземельном владении
должно предоставить право идти с образом на голове и указывать межу. По
Уложению иск не свыше рубля решался жребием, а больше рубля присягою...
Категория: Славянская мифология | Добавил: Энна (16.06.2013)
Просмотров: 1928 | Теги: Мифология, Русь | Рейтинг: 5.0/6
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]