Главная » Статьи » ИСТОРИЯ И ТАЙНЫ » Интересно и познавательно о тайнах старины |
Более 1000 лет прошло с тех
пор, как князь Владимир крестил Русь. Сейчас, когда люди обсуждают это
событие, можно услышать прямо противоположные мнения. Одни утверждают,
что русские люди с радостью приняли крещение, другие говорят, что
процесс христианизации проходил довольно сложно и люди сопротивлялись
принятию новой веры. Нашлись и такие, кто вообще считает, что
большинство русичей еще Юродство для неверующих Конечно же, христиане были на Руси и
до Владимира. Например, его бабушка княгиня Ольга приняла христианство
еще в 955 году. И все же большая часть русичей оставались язычниками. Не
разделил религиозных убеждений матери и сын княгини Ольги Святослав. Он
хоть и не запрещал креститься всем желающим, сам только насмехался над
ними, как отмечает летописец: «Ибо для неверующих вера христианская
юродство есть». Был язычником и сам князь Владимир. Более того, став в
980 году правителем Киевской Руси, он даже попытался провести в
государстве религиозную реформу, желая возвести древние верования славян
в статус государственной религии (до этого вера у русичей не
смешивалась с политикой). По
велению князя на холме в Киеве воздвигли деревянного кумира Перуна с
серебряной головой и золотыми усами, а также Хорса, Дажьбога, Стрибога,
Симаргла, Мокоши и других славянских богов. По мнению археолога и
историка академика Бориса Александровича Рыбакова, именно Владимир ввел
на Руси кровавые жертвоприношения, позаимствовав этот обряд у
скандинавов. Два года спустя Добрыня отправился крестить Новгород (ведь он являлся новгородским посадником). Как это происходило, подробно описано в Иоакимовской летописи. Новгородцы собрались на вече и поклялись не позволить разрушить древние капища. Когда Добрыня подошел к городу, его встретили с оружием в руках и выставили у ворот два камнеметных орудия. На просьбы Добрыни покориться новгородцы отвечали: – Лучше нам помереть, нежели богов наших отдать на поругание. И тогда тысяцкий Путята решился пойти на хитрость. С пятьюстами воинов он на ладьях подошел к городу, выдав себя за союзника новгородцев. Обман удался: Путяту пропустили в Новгород. Тот сразу же подал знак Добрыне. Горожане поняли, что их провели. Завязалась битва. И вдруг в городе вспыхнул пожар – это подоспевшая дружина Добрыни подожгла дома. Новгородцы тут же прекратили сражаться и бросились тушить свои жилища. Сопротивление Новгорода было сломлено. Как и Владимир, Добрыня сначала приказал разрушить все капища, порубить кумиров, а потом повелел всем явиться для крещения. Часть людей покорились, остальных же насильно приводили воины. После этого в Новгороде еще долго повторяли поговорку: «Путята крестит мечом, а Добрыня огнем». Непокорные волхвы Из летописей видно, что даже спустя много лет после крещения в разных частях Руси время от времени происходили восстания людей, которые не желали отказываться от веры предков. Подобные бунты жестоко подавлялись. В 1024 году восстали волхвы в Суздале. Сразу же туда отправился князь с дружиной и, «захватив волхвов, одних изгнал, а других казнил». В 1071 году пришел в Киев волхв и стал проповедовать. Но «в одну из ночей пропал без вести». В том же году появился один из волхвов в Новгороде, утверждая, что способен предсказывать будущее. В городе вспыхнул мятеж. Новгородцы поддержали волхва и даже порывались убить местного епископа. И сделали бы это, если б за того не заступился князь Глеб с дружиной. Понимая, что ситуация выходит из-под контроля, князь решился на отчаянный шаг. Явившись к волхву на переговоры, Глеб внезапно вынул из-под плаща топор и зарубил прорицателя. В 1091 году «волхв объявился в Ростове и вскоре погиб». В 1227 году четверо волхвов пришли в Новгород. Но горожане схватили их, сложили костер и заживо сожгли. Это первое упоминание в летописи, когда не князь, а сам народ расправился с язычниками. Православные язычники Итак, Русь покорилась и все-таки приняла христианство. Но отказались ли люди от веры предков? Приведем несколько примеров. 2 августа язычники отмечали день Перуна. Христиане тогда же стали праздновать Ильин день. При этом пророка Илью в народе до сих пор изображают в виде громовержца, проносящегося по небу на огненной колеснице. Святого Власия считают покровителем скота и именуют «скотьим богом». До этого точно так же называли славянского бога Велеса. Второй «потомок» Велеса, сохранивший основные его черты – Дед Мороз. Праздник Ивана Купалы имеет исключительно языческое происхождение – так отмечался летний солнцеворот. Приставка «Иван» появилась из-за совпадения даты с днем рождения Иоанна Крестителя. Праздник зимнего солнцеворота Коляда совместили с Рождественскими святками. Осталась и Масленица, правда, ее дата стала меняться в зависимости от Пасхи, хотя раньше это был исключительно день весеннего равноденствия. Все эти праздники по сей день сохранили большинство элементов языческих обрядов: костры, гадания, выпечка, ряженые… Кстати, даже традиция поминать усопших и оставлять им еду на могилах – не что иное, как отголоски языческих времен. Источник: http://news.students.ru/index.php?newsid=25831. | |
Просмотров: 820 | |
Всего комментариев: 0 | |