Воскресенье, 20.08.2017, 23:59
Приветствую Вас Гость | RSS

Форма входа

Категории раздела

КОТОРЫЙ ЧАС?

Поиск

Статистика

Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ И СТАТЬИ О МАГИИ » Статьи

ПОТЕРЯННЫЙ ПРАЗДНИК

Скоро наступит день осеннего равноденствия, т.е. астрономическая осень в северном полушарии, и весна – в южном. В этот день продолжительность дня и ночи на всей Земле одинакова и равна 12 часам.

Эта дата связанна с праздником Урожая — красивым и загадочным. Природа одевается в великолепный пылающий желто-красный наряд — сплошное "очей очарование", как говорил  Пушкин. Урожай собран, запасы сделаны, отчего и не попраздновать?

Тем более, что традиция этого праздника сильна во всем мире. Это и кельтский Мабон (Альбан Эльвед), и языческий европейский День Благодарения, и японский праздник Цукими мацури (Любование полной Луной на осеннее равноденствие), китайский Осенний Фестиваль Лунного Пирога   и Ведический праздник огня Дивали (Дипавали) - Праздник урожая.

Только у нас такого праздника нет... Вычеркнут, вымаран, со стыдливой формулировкой: чего, мол праздновать? Холода скоро... 

Не убедительно, господа!

Ведь именно праздник Урожая, считается очень важным, потому как  напрямую связан с достатком. Некоторые народы даже Новый год празднуют в день осеннего равноденствия (государство Израиль).

Следует заметить, что вымаран именно этот праздник, остальные календарные праздники, которые связаны с важнейшими вехами в году, трансформировались, но остались. Пасха (украинское красноречивое Великдень) — весеннее равноденствие. Купала (перелицованное на Ивана Купалу) — летнее солнцестояние, Рождество (укр.Різдво) — зимнее солнцестояние. А Праздника Урожая (осеннее равноденствие) — нет.  Не потому ль мы так бедно живем? 

Было ли так всегда?

 

Отправимся на поиски утраченного праздника.

Христианство, видимо будучи не в состоянии быстро перевоспитать упрямых славян, оставило "огрызки" великого праздника Урожая, так называемые Спасы — яблочный, ореховый, медовый. Нетрудно догадаться, что речь идет о запасах:)

Спасы хорошо, но маловато...

В глубине веков находим упоминания датского хрониста Саксона Грамматика (1140 — 1208) о славянском осеннем праздник урожая? Он написал об этом, когда описывал "поганского" идола Световида на о. Аркона. Этот кумир Световида вместе с другими изображениями рюгенских идолов, благополучно был разрушен епископом Абсалоном, в 1169 году, чему Саксон был очевидным свидетелем. 

Вот что пишет этот самый Грамматик (владеющий грамотой, по нашему):

«Ежегодно после сбора урожая смешанная толпа со всего острова перед храмом бога, принеся в жертву скот, справляла торжественный пир, именовавшийся священным. На следующий день, когда народ стоял у входа, он, взяв у изваяния сосуд, тщательно наблюдал, не понизился ли уровень налитой жидкости, и тогда ожидал в будущем году неурожая. Заметив это, велел присутствовавшим запасать плоды на будущее. Если же не предвидел никакого убывания обычного плодородия, предсказывал грядущее время изобилия полей. После такого прорицания приказывал урожай этого года или бережливее, или щедрее расходовать. Вылив старое вино к ногам идола, как возлияние, пустой сосуд снова наливал: как бы выпивая за здоровье, почитал статую, как себе, так и отечеству благ, горожанам удачи в умножении побед торжественными словами просил. Окончив это, подносил рог к устам, чрезвычайно быстро, одним глотком выпивал и, наполненный снова вином, вставлял его опять в правую руку изваяния.

Изготовив пирог с медовым вином круглой формы, величины же такой, что почти равнялся человеческому росту, приступал к жертвоприношению. Поставив его между собой и народом, жрец по обычаю спрашивал, видят ли его руяне. Когда те отвечали, что видят, то желал, чтобы через год не смогли разглядеть. Такого рода мольбой он просил не о своей или народа судьбе, но о возрастании будущего урожая.».



Интересно правда? Еще интересней, что точно такой же обычай был записан этнографами ХVIII века... на Украине. Тот же пирог круглой формы на столе и те же вопросы-пожелания:
«А чи мене выдно?» «Выдно!» «Бажаю вам, щоб на наступний рик не було выдно!»

Как только не трактовали этого самого идола Световида! Богом обзывали. А разгадка этого четырехликого истукана проста — легко понятна, если обратиться к украинскому языку. Світа (Мира) Вид. Вид мира! Так устроен мир, то бишь. Это типичный календарь!

Тут и братья белоруссы не подкачали, оставили нам бесценные свидетельства об архаичном празднике Багач (21 сентября)


Праздник имел еще названия Багатник, Багатуха, потребить богатая, Малая Пречистая, Вторая Пречистая, Зельная. Это итоговый праздник всего земледельческих года, достатка, изобилия, начала богатых осенних ярмарок, посиделок на прадение в грядущие длинные осенние пилиповские вечера. Для него более характерны, чем на Илью, обход дворов с корзиной, полной зерна и с воткнутыми в него зажженные свечами, который заносили в каждый дом и гумно. Рожь в нем была с магического снопа первого обжинка в этом году. Пели во время обхода дожиночные и осенние песни:

Бярозка з лістком, бярозка з лістком
Усю восень шумела:
-Мой ты, лісточак, мой ты, зеляненькі,
Як жа мы расстанемся?
Ветры павеюць, цябе абвеюць,
А я тут застануся.
-Не бойся бяроза, не бойся белая,
Я цябе не пакіну.
Цяпер ападу - вясною прыду,
З табой шумець буду.
Матулька з дачкой, матуленька з дачкой
Усю ноч гаварыла:
-Мая дачушка, мая родная,
Як жа мы расстанемся?

 

Багачом или багатцам называли также корзину (сито) с рожью и свечи. Её (его) носили на праздник в каждый дом и сарай. Зерно в корзину собирали с первого обжатого снопа, свечу готовили под пение дожиночных мелодий. Согласно поверьям, Багач обеспечивал семье благополучие и счастье на весь год. На Виленщине из нового урожая пекли большой каравай, потому и называли Гаспожкай богатой.


На Багача пели самые разнообразные песни: ярмарочные, пиршественные, застольные, прыпевки, плясали, водили хороводы.


По Адаму Богдановичу, Багач был отзвуком языческому праздника земледельческих культов,  богов - покровителей богатства, достатка, а также Солнца, так как праздник был как раз накануне осеннего равноденствия 21-22 сентября. Прыказвали:

Прыйшоў Багач - кідай рагач,
Бяры сывеньку - сей памаленьку!
На сёлетні Багач добра ўдалося:
Жыта ў трубы павялося,
Авес, як тын парос,
А ячмень палёг на пляцень.
А грэчачка, як кветачка,
А пшаніцы, як брусніцы.


 



 

Источники:

http://www.astrogalaxy.ru/706.html

http://spadchyna.org/index.php?view=details&id=3267%3A%D0%91%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D1%87&option=com_eventlist&Itemid=531

http://www.ldbp.ru/text/izdan/buyan.htm

http://www.rukodelie.by/content/?id=2231

http://www.ng.by/ru/issues?art_id=46615

http://pribaikal.ru/belorus-item/article/3472.html?cHash=af5bfe6478&print=1

http://www.cultline.ru/archiv/ts_-_ts_glossarijj/tsukimi_matsuri/
Категория: Статьи | Добавил: Энна (16.06.2013)
Просмотров: 521 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]